|
Сергей Носов о себе и грибах
Верность грибам я доказал делом: в каждом моем романе так или иначе речь заходит о грибах. Роман «Хозяйка истории» («Амфора», 2000): «Невероятно, но факт: цивилизованные американцы безрассудно пренебрегают миногами, ошибочно относя их к червям. Впрочем, после всего, что мы узнали об отношении американцев к белым и другим съедобным грибам, удивляться уже ничему не приходится». Роман «Член общества, или Голодное время» («Амфора», 2001): «Итак, был октябрь. Похолодало. У выхода из метро еще продавались грибы. Прошли белые, красные, сыроежки прошли. Шли зеленухи. Власти попугивали радиацией, но торговцев грибами не трогали, — это называлось поощрением частного предпринимательства. Разложенные по кучкам на газетах реформаторского направления (иные в киоски не поступали) зеленухи смущали народ своей подозрительной зеленоватостью. Народ перестал улыбаться». Роман «Дайте мне обезьяну» («Олма-пресс», 2001): «…Настоящее творение невидимо для большинства. Это как, представим, грибница (да, Косолапов грибник) — скрытая под землей, невероятно сложная в своей изощренной простоте, многоканальная, разветвленная, прихотливо сплетенная — вот гордость Создателя, вот натуральное чудо! — а то, что мы принимаем за гриб — всего лишь внешнее тело, отросток, предназначение которого быть съеденным; публика скушает все». Там же: «Нашли странный гриб с пушистой шляпкой на толстой ножке, в котором Борис Валерьянович Кукин со свойственным ему всезнайством опознал гриб каштановый, чему, впрочем, не очень поверили, поскольку каштанов поблизости не наблюдалось…» Роман «Грачи улетели» («Лимбус-пресс», 2005): «Год назад в Петербурге Дядя Тепа, Леня и Майя едва не продали неким арабам термос опяточной муки — сей грибной порошок выдавался за “высокотехнологичный секретный материал”, “катализатор”, необходимый в ядерной промышленности, — дело в том, что опята, собранные в Лужском районе, заметно фонили (~ 40 мкр/ч)…» А вот эпизод из «Трубы» («Звезда», №11 за 2004; жанр: «остатки романа»):
— А что, бабуль, грибы-то еще не перевелись в округе? — Повтори, милок, не расслышала. — Грибы, говорю, несешь — не перевелись еще в округе? — Грибы?.. Не-е, грибы, у нас много грибов. — Собираете, значит. — А то как же, не собирать... Ясно дело, собираем... Как же не собирать, когда есть? — И что, белые есть? — А? — Белые есть, спрашиваю? — И белые и не белые. Какие хош. Хош подосиновик, хош подберезовик... Скоро грузди пойдут. Какие хош, все собираем. — А лисички? — А как же, лисички. И лисички и не лисички. Кто места знает, что хош соберет. — Taк ведь рано же еще. — Сказал рано... Да где же рано, когда мы с апреля уже?.. — Грибы собираете? — А то нет. За сморчками идем. — За сморчками? — И за строчками. Еще снег не сошел, а мы за сморчками... И за строчками… На проталинке видишь сморчок... А то как же... Их много. — Что-то я не помню, чтобы за сморчками ходили. — Дак вот принимать стали — и заходили. — Я и не отличу строчок от сморчка. — Дак ты ж не сдаешь... Откуда тебе знать... А кто сдает, сразу скажет... Строчок... Сморчок... Они же, строчки, будут как за кило? Восемьдесят копеек, свежие-то... А сморчки, те дороже, те рубль. — Недорого. — Свежие! Сушеные двадцать рублей за кило... сморчки. — А строчки? — У строчков серятина есть, те дешевле. — Какая серятина? — А ты зачем спрашиваешь? Ты же сам грибовар. — Кто, кто? — Иван Пихто. — Какой грибовар? — А ждем какова. Вон, вишь, грибовар требуется. — А я при чем? — Ты и есть грибовар. — Я не грибовар. — А кто ж, как не грибовар? Я же помню тебя грибоваром. Опять приехал. — Да нет, я не грибовар. Я другой. — Грибовар, грибовар. Не рассказывай. Я же помню тебя грибоваром. — Иди, бабуля, сдавай грибы. Я тебе не грибовар никакой. — А спрашивает. Сам грибовар, а спрашивает. Думает, не узнала. — Узнала, узнала. — Грибовар и есть грибовар. Что я грибовара не помню? — Грибовар, грибовар. Иди. — А не грибовар, говорит. Я ж вижу, грибовар. Опять приехал.
Помимо вышеуказанных сочинений я написал еще некоторое количество рассказов и пьес (книги «Внизу, под звездами», 1990, «Памятник Во Всем Виноватому», 1994 и др.), а также поучаствовал в поэтической антологии «Поздние петербуржцы». Никогда не забывал о грибах. «Архитектурные излишества» — мой ранний рассказ (1983); по свойственному молодости легкомыслию я, к сожалению, в этом тексте позволил себе обойти грибную тему. |