ЕЛЕНА ДУНАЕВСКАЯ ОДИН РЕМОНТ И ДВА РЕКВИЕМА
ХХХ
Ноябрьских
вечеров мрачней и бесприютней
Бывают
только в них живущие коты,
И муза с
цыпками к груди прижала лютню,
Фигурка
черная в лохмотьях темноты.
Она всего
лишь тень подруги ярко-белой,
Чьи
дерзновенны легкие персты,
Чье
гармонично мраморное тело,
А песни
совершенны и чисты.
Но весть
им не слышна. А ты, комочек грязи,
Все ждешь
ее и ждешь. Откуда? Не от них.
Но кто
тебе сказал, что в сонме безобразий
Затеплится
звезда, как меж ветвей нагих?
ХХХ
Знакомцы
мои, вы теперь вдалеке:
От
Брайтона и до Хоккайдо.
Без нот
отыграв, мы уйдем налегке
С мученьем
своим и со свечкой в руке,
Как в этой
симфонии Гайдна.
И нам под
земле, как в вечернем метро,
Сыграет
прозрачная скрипка
О том, как
людей по земле размело,
О том, что
над жизнью нелепой взошло,
Как
грустная - сверху - улыбка.
И кто-то
увидит таинственный свет,
А кто-то
в крысином тоннеле
Обдумывать
будет бетонный тот бред
Под сетью
падений и жалких побед,
Куда мы
зачем-то влетели,
И все-то
для жизни искали предлог,
И мудрость
в помойке искали…
И вдруг я
пойму, что меня уберег
Неловкий
поклонник, любимый зверек
И кофе в
Латинском квартале.
Отъезд и
переселение души.
На
старость уехать в больную страну,
Где запах
шавермы и роз.
В маразм
уходить, как уходит ко дну
Ломоть,
ноздреватый до слез.
И не
вспоминать ни холодный закат,
Ни мрак,
ни повальную ложь
Когда
здесь всю Пасху мацою хрустят
И каждый
кусок, словно нож.
И быть
благодарной за стол и кровать,
И в
свечечках страшных музей.
И русские
книги порой открывать,
Как письма
от мертвых друзей.
Зато -
цикламены из ямок в камнях,
И бабочек
кордебалет.
И птица в
окно залетела на днях,
И четко
сказала «Привет»
……..
А после -
клюющие сцену коски,
Летучая
флейта спины.
Танцовщица,
сполох любви и тоски,
Мои
воплощенные сны
А что я?
Я кокон распавшийся твой,
Огня
неуклюжий сосуд,
Чье зренье
двойное и тайный покой
На торжище
танец спасут.
Храм
Спаса на Крови.
Деревья
мечутся, как тени в преисподней...
Ты перед
Господом стоишь сегодня,
Поруганный,
как разоренный храм,
И сил уже
не хватит по крупицам
Восстановить
колонки, и божницы,
И купол,
устремленный к небесам.
А здесь
такое луга золоченье,
И в
облаченье тусклых позолот
Кусок
пространства славит Воскресенье
И весь
ликуя, к небесам плывет
Из мест,
где жизнь - многотиражный очерк:
Не видно
света в сутолоке строчек,
И дыму
жертвы не подняться ввысь,
Где воет
ветер, жалуясь без лада,
Но ты
прикрой ладонями лампаду,
И если
можешь, Господу молись.
ХХХ
Под
ремонтной звездой родилась
С
алюминиевой ложкой во рту,
И склоняю,
то злясь, то смеясь:
Нищета,
нищеты, нищету.
Под
Полярной звездой родилась,
Привкус
снега и крови во рту,
И кляну,
на ветру распрямясь,
Ледяную ее
простоту.
И молочная
сбоку звезда,
Та,
которая лепет и свет,
Без
которой друзьям никуда,
И меня,
разумеется, нет.
Без
которой не жить. Но она
Очень
редко бывает видна.
Сон о
Стокгольме
До вечера
не так легко дожить,
И на
подушку голову сложить,
Забыть о
зыбком и холодном мире,
Где
достоверны только грязь и боль,
И где
усталость – скверный алкоголь,
Чтобы от
книг в запущенной квартире
Уйти в тот
край, где не читают книг,
Полов не
моют и не молят Бога
Спасти
родных и тем отсрочить миг,
Когда тебе
откроется дорога
Туда, где
слезы не текут из глаз,
Но сохнут
в них, как капли на граните…
Ты
засыпаешь, и на этот раз
Ты видишь
город, где всегда в зените
На узкой
башне медный циферблат,
Где шпили,
словно латники, твердят
Свой
символ веры над кирпичной кладкой,
Где блещут
под фронтонами цветы
Наглеют
чайки, с вечностью на «ты»,
И лишь
студенты любят беспорядки.
На
Островах
Ничего,
кроме мокрых болотных красот,
Это лето
тебе не сулит.
Здесь
могучие травы, овсюг и осот,
Волдыри,
пузыри, упыри.
И опять
соловьи, как шарманка, трещат,
Злые утки
гоняют тупых.
Вместо
замка Морганы – синеющий чад
Этих белых
ночей городских.
Из пейзажа
здесь вынут зачитанный Блок,
Остается –
чухонский пейзаж,
Где берут
твою жизнь, как грошовый залог
Тех высот,
что ты жизни не дашь.
Но из туч,
из страниц, из-под каменных плит
Смутный
шепот, прозрачный росток
Устремляется
вверх, бледным светом облит,
И единой
ладони хлопок
Заполняет
во сне этот город тщеты,
Чье лицо –
разведенные на ночь мосты,
Белой
ночью, которая вовсе ночь…
Потому что
здесь выжить и значит – не смочь.
ХХХ
Болотные
бесы, и дышит радоном гранит,
Наклеено
небо на мокнущий свод каземата.
Сдираю
обои, зачем-то кладу ветонит
На сложную
трещину в серости шероховатой.
Из камня и
грязи построено наше жилье,
В
рассохшийся плинтус вколочены страшные гвозди.
Протухшие
новости в стенах, родное вранье,
А сверху
бордюрчик – как жест освежающей злости..
И всех-то
делов – разукрасить убогий каркас:
Рождение,
смерть и неряшливый труд посредине
Наклеивший
небо, топорно сработавший нас,
Какую ты
подпись поставишь на этой картине?
XXX
Удобная
кровать и чистый дом,
Свободный
день на берегу морском –
Когда все
это сказкой стать успело?
Твоя
душа, когда отбросит кладь,
Не
бабочка, а старая тетрадь…
Но вот
осока и шиповник белый,
И алый
ярче сказок братьев Гримм,
И, как из
них картинка – старомоден,
И, словно
купина, неопалим,
Тебя в
печали детские уводит,
Где небо –
переменчивый экран
Для
бабушки, и дедушки, и мамы,
Где добрый
кот и мальчик-хулиган –
Участники
одной гигантской драмы,
Где смерти
нет и пораженья нет,
Несправедливость
– худшая из бед,
Но и она,
конечно, поправима,
Где
страшен неудавшийся пирог,
Где злых
людей не пустят на порог,
Где ты –
плохой и все равно любимый.
Second
hand
Цветное
платье медленно надеть –
Как будто
бы змея меняет кожу –
И
повздыхать, что надо похудеть
И ты не
стала лучше и моложе,
А
сброшенные платья – как мечты
Чужие,
как несыгранные роли,
И кутюрье
– фигляры красоты,
А может –
блестки на ее подоле,
И
секонд-хенд – тот кладязь, где висят,
Лежат,
блестят, пылятся архетипы,
Ты
соберешь из них такой наряд,
Чтобы
запели в поднебесье рыбы,
И ослик
чтоб на скрипочке играл,
А небо
было темно-звонко-синим,
И
улыбнулся старенький Шагал
При виде
точных форм и дерзких линий…
….
Винтаж
убогий – это наш уклад:
Постмодернизм,
ужимочки, цитаты...
Прости
меня, отброшенный наряд,
За то, что
мы не встретились когда-то.
Я знаю,
старость – веский аргумент,
Но не
пристало вещи бить на жалость.
Моя Европа
– это секонд-хенд,
Где
временем проверка состоялась.
Цикл.
Игорю и Ирине
Памяти
Игоря Бабанова и Ирины Ниновой
1.
Мне
кажется, я все-таки жила,
Я знала
вас, печальных и красивых,
Как силуэт
на зелени стекла,
Очерченных,
среди жилых массивов
Ступавших,
как танцовщики меж скал,
Чей шаг и
пульс пространства совпадал,
А жест был
точен, как движенье брови…
Две
странные мои полулюбови,
Полусмущенья,
полупониманья,
Что не
созданья вы – переизданья
Старинных
книг, но в хрупком переплете:
В плаще из
яркой, ненадежной плоти.
2.
Это гонит
Геката крылатых собак
По
затертым кругам бытия
И дыханием
их увлажняется мрак
И на
плетке блестит чешуя
Это
Гекатонхейрами бредит земля,
Сотни
черных деревьев родив,
Это речь
превращается в смачное «бля»
И надежда
в развязный мотив
Это просто
декабрь на земле декабря,
Где
холодные угли горят,
И где
блики прядет смоляная вода,
Уравняв
«никогда» и «всегда»
3.
Игорю Бабанову, написано очень давно
Ты в
поддавки играешь с кромешным бытом,
Ты вдоль
реки времен путешествуешь с горстью вишен,
Дух
беспокойства, почти что лишенный плоти,
Ты
привираешь по-женски, по царски – ранишь.
Крошечный
принц со страниц Матенадарана,
Рыцарь
щебечущих, лживых тбилисских улиц,
Горький и
ломаный весь ленинградский книжник,
Мертвый,
что с жизнью и смертью играет в покер,
Ты
безупречен, но душу твою увидев,
Я
отшатнулась: сломанный мрамор, сучья
Черные,
свет ниоткуда изжелта-слабый,
Небо
беззвездно, как смерч – круговертью – небо.
Я поняла,
что ты ничего не любишь:
Только
такие жизнь отдают за прихоть.
Я поняла:
отошла твоя милость княжья,
И за
спиною моей, как стена, сомкнулась.
Знания ты
не прощаешь. Ну что же, с Богом.
Низкий
поклон тебе и твоей пустыне.
Как ты
по-царски ранишь себя, счастливчик.
Как ты
живущих жить заставляешь, мертвый.
Памяти
Ирины
Горбоносый
твой профиль, и важная речь,
Эта
чопорность прошлого века,
Неумение с
сердца заботы совлечь…
Бледных
дам в кисее, ниспадающей с плеч,
Так писал
вдохновенный калека.
Твою душу
– в мусатовских дев хоровод,
Странный
ум – словно Джеймсом воспетый
А короткая
жизнь – как дурной перевод
На язык
недоумков классических од
Или
петраркианских сонетов.
Да и что
наша жизнь? Отпечаток души
Там, куда
эту душу сослали:
Полоса от
форсажа в рассветной тиши,
Письмена
на бумаге, тропинка в глуши,
След резца
и клеймо на металле.
Но
болотная топь забывает следы
Или темной
водой заливает.
Ты лежишь
под землей, ровно в часе езды
У тебя
только мама бывает.
Я –
твой воск, и надменно-змеиную стать,
И другого,
высокого мира печать
Я храню,
как стихи и прозренья.
Ты тянула
слова, не бросала курить,
Даже,
кажется, щей не умела сварить –
Совершенное
Божье творенье.
«Что
нам жизнь? Наши слуги ее проживут».
Над тобою
тревожный царил неуют,
Синева и
высокая драма.
Отрешенность
– твоя ледяная звезда,
Как у
всех, занесенных судьбой не туда.
А была ты
– Прекрасная Дама.
Если жизнь
есть другая, то в жизни другой
Я хотела
бы встретиться снова с тобой,
Да и с
ним, с кем порой враждовали.
Даже если
опять ничего не поймем,
Мы узнаем
друг друга, и сядем втроем
И
посмотрим вперед без печали.
5.
Два
силуэта в золоте заката,
Прямее и
чеканнее, чем мы…
Вот край
сознанья, океан догадок
И
облачные, впереди, холмы.
Пейзаж
души, и в золотом окладе
Из ярких,
низких солнечных лучей
Вы,
завершенные, стоите сзади
На почве,
достоверной и ничьей
Из
«Стихов к маме»
Нет здесь
ни нежности, ни порядка,
Дом
разладом пропах.
Глупая
пестрая кошка-богатка
Спит у
тебя в ногах.
Как мне
просить о твоем здоровье,
Если знаю
ответ.
Тень в
покрывале у изголовья -
Как на
треноге – ФЭД
Ты
надрывалась, орала, била –
Требовала
любви.
Я тебе все
обиды простила,
Ты мне
простишь мои?
Самого
страшного жду на свете.
Хнычут в
конце пути
Старые
матери, словно дети.
Только их
не спасти.
ХХХ
По
финишной, заснеженной прямой
Я
мысленно тащу тебя с собой,
Боюсь, что
поскользнешься по дороге.
Ты,
пригибаясь, медленно идешь,
Но от меня
уже не отстаешь,
И вместо
боли, гнева и тревоги
Остались
только нежность и вина,
Что
слишком много ты была одна,
Что я
тобою любовалась мало,
Что не
звала гостей – тебя развлечь
И
медленную старческую речь
На
полуслове в спешке прерывала.
Я помню
нежность, сильную, как ток,
Когда
твоих, покрытых сыпью ног
Коснулась
я в палате тошнотворной.
Я думала,
что ты – мой труд и долг,
И лишь в
последний миг взяла я в толк,
Что я –
дитя любви твоей упорной.
Ты крупная
и яркая была,
И столько
от тебя текло тепла,
Что
грелись в нем знакомые, как птицы,
Шум
поднимала, разводила грязь,
Но между
жизнью и тобою связь
Была
крепка и, верю, будет длиться
Покуда я
без толку, но живу,
Твою
улыбку вижу наяву,
И бусины,
и в темных пятнах руки.
И мысленно
целую их опять,
И не могу
я кадеш прочитать,
Затем что
между нами нет разлуки.
ХХХ
Нежности
к тебе молоко и мед,
Нежности
твоей – бремя.
Боль уже
прошла? Боль еще пройдет?
Лечит,
говорят, время.
Я тебя
люблю. Это навсегда.
Я хочу,
чтоб ты знала.
За спиной
в дверях – темная вода.
Жизнь моя
чужой стала.
Поменять
жилье, поменять страну,
Придорожным
стать прахом?
За спиной
в дверях слушать тишину
С горечью
и без страха.
ХХХ
Пожму
плечами, посмотрев назад.
Да, я
старалась, я была упряма,
И что? Мне
хорошо за пятьдесят,
И в урне –
горстка пепла вместо мамы.
И что я
помню? Что возьму в могилу?
Долги или
бессчетные дела?
Любовь и
лица тех, кого любила,
Когда я
грустной девочкой была.
|