Тихий бес прозвенел
серебрянными копытцами. Богдан (ударение на первом слоге)
Благовещенский осмотрел менажницу с аккуратно нарезанными кусками
мяса, как Наполеон поле битвы под Аустерлицем.
"Неужели
он всё это съест?" – с удивившим его самого испугом
подумал Коля. "Итак, – Богдан приступил к битве, –
Вы не хотите послушать "Rammstein"?"
Коля пригубил кофе и
(Какой дивный
глагол у немцев "nippen" –
пригубить! Губы сами собой складываются, ниппен… Всё же они –
поэты, немцы эти самые. От них, от них "теснота поэтического
ряда". Dicht – тесный, dichten
– сочинять стихи, соединять слова, теснить их, сжимать в
строчки… У нас "пригубить" тоже неплохо, но
какое-то слышится в пригубить – прикупить, погубить…)
покачал
головой: "Нет. Что я там не слышал? Голые по пояс мужики орут:
Moskau, du bist eine
Dirne! Тоже мне открытие… Что я там не видел? Пьяные
русские подростки, вопящие "Хайль!" и "Ррррусское!",
покуда на сцене русскую столицу обзывают проституткой? Тоже мне
удовольствие…, – Коля хмыкнул, – представляете:
приезжают "татушки" в Берлин и спевают: "Берлин! Ты –
пидорас!", а националистически настроенные немцы в ответ:
"Хох!", "Уряяя!"? Вот это было бы интереснее,
много интереснее…"
"Отлично! –
Богдан обрадовался. – Так и напишите. Только сходите всё же,
а? Послушайте, поглядите…" Коля промолчал.
Богдан чуть приподнялся и
поприветствовал прошедшего мимо иссиня-чёрного красивого негра. Негр
заулыбался в ответ. "Кто это?" – тихонько спросил
Коля. "Владелец кафе, – объяснил Богдан, – Он из
Нигерии. Хороший парень…" Коля вздохнул: "Боже
мой, – сказал Коля, – знаете, что меня пугает?
Хрупкость… Невероятная хрупкость всего этого уюта, всей этой
цивилизации. Этот прекрасный парень, его замечательное кафе;
занавесочки эти, картинки, кофе этот чудесный; мясо, вкусно
приготовленное, тихая музыка – ничем не защищены от
сумасшедших расистов, от хамья, жлобья; от камня, лома, палки; от
погрома – снизу; от произвола – сверху…"
Коле взгрустнулось. Богдан
опрокинул рюмку, закусил, отдышался. "Всё же –заметил
Богдан, – во всех русских интеллигентах очень сильны еврейские
черты. Речь не о происхождении. Происхождение – чушь, ерунда.
Речь о вот этом вечном ожидании погрома, катастрофы…"
Коля хотел было возразить: готовность к Апокалипсису христианская
черта, в той же мере, в какой и еврейская, но передумал. Ещё чего –
оправдываться. Ну да – еврей и по происхождению и идейно.
Обрезанный сердцем, как давным-давно объяснил новым братьям и
сёстрам апостол Павел.
"Вот скажите, Коля, –
Богдан поглядел на Колю поверх очков, – Вы исторический
оптимист?" Коля пожал плечами: "Почём я знаю. Я слишком
мало осведомлён, чтобы быть оптимистом или пессимистом".
(Коле
нравилось, что "Mist" по-немецки
навоз. Значит, для немца в любой мистике – грязь, вонючая,
плодотворная, родная. А вот для нас, русских, мистика и мистики –
всегда хлипкие мостики в две-три доски; надобно проскочить скорее, а
то на…)
"Нет, позвольте, –
Богдан перестал есть, – вопрос ясен! Зачем увиливать? Как Вы
считаете: всё движется к катастрофе? Всё равно какой – личной
или общественной?" "Личной? – уточнил Коля. –
Конечно, к катастрофе. Мы же умрём – это неизбежно…"
"Мда, – Богдан повертел вилку, – действительно,
что они все без нас делать будут? Это – катастрофа, конечно,
тут Вы правы…" Коля рассмеялся. Гол! Ничего не скажешь.
Пропустил мяч.
"Ну вот,
– Богдан взялся за говядину с новой силой, – Вы и
развеселились. Недолго нас покойники тревожат… Мяса не
хотите?" "Господь с Вами, – испугался Коля, –
да после такого ланча мне бы уютную летнюю лесополосу отыскать,
чтобы посопеть в тени эдак с полчасика…" На этот раз
рассмеялся Богдан. "Значит, пойдёте на "Раммштайн"?"
"Нет, – Коля помотал головой, – кроме всего
прочего – я боюсь…"
"Коля, –
торжественно начал Богдан, – рассказывал ли я Вам, как в
давнее время я посетил концерт "Классовой борьбы" Пафнутия
Улётова?" "Нет, – приготовился слушать Коля, –
про Егора Лётова рассказывали, а про Пафнутия Улётова нет, не
рассказывали…"
(Лето – всегда
полётно. Во всяком полёте – лето. Как во всяком балете –
полёт. Пусть и крепостной, пусть и рабский, но … полёт!
полёт! Коля обожал историю про то, как балерина Эльснер ударом ноги
отправила в полёт на тот свет пристававшего к ней матроса, но это
была совсем другая история…)
Рассказ
Богдана о том, как он вместе с Иннокентием А. ходил на концерт
Пафнутия Улётова, прерываемый Колиными замечаниями…
"…Иннокентий,
вроде Вас, Коля – со всеми своими роковыми и роковыми
пристрастиями – либерал, интеллигент, империалист…"
"Империалист?"
"Да, да! Всякий
либерал – империалист… Я Вам потом как-нибудь это
объясню. Но к обычному своему интеллигентству прибавлялось ещё одно
обстоятельство: в то время он находился в том сложном положении, в
котором рано или поздно оказывается любой современный мужчина. От
одной жены пришёл, к другой не пришёл…"
"Вчера ушло, Завтра
ещё не настало?"
"Да…Если
угодно… Отсюда совсем уж обтёрханный вид. Какой-то рюкзак, в
который свалено всё журналистское оборудование – диктофон,
блокноты, ручки, для пущего безумия цивильный портфель; жуткое
синтетическое пальто, очки, шапка-петушок… Питался он в то
время мороженым "Даша" и пивом "Балтика"…
Словом, мы приехали к концу концерта…"
"И правильно
сделали…"
"Не перебивайте меня,
Коля, оставьте свои империалистические замашки… Концерт был в
кинотеатре "Космонавт"… Помню рабочих, чинящих
покорёженный забор; помню расходящихся зрителей… Я похолодел,
когда их увидел. Это был год 1994-й. Знаете, самый пик страха перед
маргиналами. И ладно бы я шёл один, но со мной этот…"
"Империалист?"
"Вот именно. Мы
добираемся до "Космонавта", входим в холл и первое, что я
слышу: такой звук: "фиучмок", – Богдан поразительно
точно воспроизвёл губами смачное чмокание, так звукоподражают умелые
анекдотчики, рассказывая историю про задницу, съевшую яблоко, –
я осматриваюсь и вижу: два бритых наголо молодца держат
барственно-либерального вида юношу за руки, а третий бандюган лупит
моего брата по прослойке ногой в живот. "Фиучмок" –
это как раз и есть удар ноги в его живот. Ну всё, – думаю, –
отходился ты на концерты Пафнутия Улётова, но вскрикиваю: "Что
Вы делаете! Немедленно прекратите…" Бьющий непоспешно
так поворачивается, видит сначала меня, а потом Иннокентия.
Лицо бьющего светлеет. Он
бросается к моему спутнику. Объятия, вопросы: "Ты как? Ты где?
Я вот видишь хулигана при-стру-ни-ва-ю…" Хулиган
отползает в сторону. Оказывается, Иннокентий знаком с блюстителем
порядка по рок-клубу какому-то, ну я не знаю. В общем, пронесло…
Нас ведут в зал. Здесь спасения – нет! Все первые три ряда
снесены, смяты, измолочены в клочья. А они – железные…
Мама моя!с
Мы попадаем за кулисы.
Удивительнейшая компания: обдолбанные малолетки, девочки с
диктофончиками, свято не понимающие в какую компанию они попали;
мрачные бритоголовые битюги образца: "Тебе чё надо?" и сам
длинноволосый кумир с педерастическими ухватками и страшными, Коля,
я не мистик, но тут один к одному, мёртвыми глазами. В эту боевую
бучу вклинивается мой империалист с вопросами о фашизме.
Битюги напрягают мускулы
одновременно с извилинами. Девочки, только что спрашивающие Пафнутия
Пахомыча про любовь, обиженно замолкают. Малолетки тоже замолкают,
но не обиженно, а с такой, понимаете ли, радостной готовностью к
"фиучмок"! И тут Улётов спокойно, уважительно отвечает:
"Видишь ли, Кеша, я не фашист. Мой отец Берлин брал, но когда
я…" Далее по обычному для них тексту. От сердца у меня –
фуух – отлегло. Потом мы возвращаемся… Снова –
заборы, фонари, лужи, ни одной аптеки, грязь, и только когда я вижу
киоск с сияющим логотипом "Мальборо", я вздыхаю с
настоящим истинным облегчением. Я понимаю, что…"