НИКИТА ЕЛИСЕЕВ КОТ В САПОГАХ
I.
Дорога
Кот в сапогах
(осматривается). Неплохо. Во всех смыслах неплохо. О, кролички
прыгают. Мило.
Первый кролик
прокувыркивается мимо Кота в сапогах.
Кот в сапогах (провожает
его взглядом). М-мм – жирноват... Но ничего.
Второй кролик широкими
скачками проносится мимо Кота в сапогах.
Кот в сапогах (та же
игра). А этот – мускулист, чрезмерно. Мясо не такое нежное,
как следует.
К Коту в сапогах
приближается очаровательная крольчиха.
Кот в сапогах (радостно).
В самый раз! Все при всем – в меру упитанна, мягка, нежна.
Очаровательная крольчиха.
(Смущается.) Что вы на меня так смотрите?
Кот в сапогах
(потупившись). Так... Вы очень... (Делает неопределенный жест
лапой.)
Очаровательная крольчиха
(краснеет). Что вы хотите этим сказать?
Кот в сапогах (пунцовеет
до кончиков усов). Не знаю. Но здесь (показывает на грудь), здесь
что-то такое... Туки-тук, туки-тук – и замирает...
Очаровательная крольчиха
(лапками закрывает мордочку). Это – сердце.
Кот в сапогах (галантно
и мужественно). Возможно. Впрочем, я не силен в анатомии.
(Шаркает лапой). Позвольте представиться – Шарль. Направляюсь в
Париж к королю.
Очаровательная крольчиха
(смотрит на Кота в сапогах во все глаза). Жанна. А что вы
будете делать в Париже?
Кот в сапогах. В Париже мне
позолотят хвост.
Очаровательная крольчиха
(всплескивает лапками). Боже! Как это должно быть красиво!
Кот в сапогах (важно).
Но и болезненно.
Очаровательная крольчиха.
Правда?
Кот в сапогах. Правда. Зато
– золоченый хвост.
Очаровательная крольчиха. И
там, в Париже, всем золотят хвосты?
Кот в сапогах. Не
всем, но тем, кто со мной.
Очаровательная крольчиха.
Конечно, у вас длинный великолепный хвост, а у меня жалкое куцое
безобразие.
Кот в сапогах (обходит
крольчиху). Что вы! Вы не представляете себе, как вам идет этот
милый пушистый комочек, сколь он женственен, трогателен, я бы даже
сказал – сентиментален...
Очаровательная крольчиха
(пытается заглянуть себе за спину). Неужели? Я всегда стеснялась
своего хвоста...
Кот в сапогах
(наставительно). И совершенно напрасно стеснялись. Он –
прелестен, ваш хвост, а если его еще позолотить... О!
Очаровательная крольчиха.
О!
Кот в сапогах. Париж у
ваших ног.
Очаровательная крольчиха
(едва не задыхаясь от восторга). Что вы говорите, это невозможно, то,
что вы говорите.
Просто невозможно. Париж –
и я?
Кот в сапогах (опускаясь
на одно колено). Да! Париж – и вы!Вы – с золоченым
хвостом – и Париж на коленях перед вами, как я сейчас.
Очаровательная крольчиха
(прыгает от радости). Жан, Фернан! Сюда, сюда! Слушайте,
слушайте, что говорит этот господин!
Появляются Первый и Второй
кролик.
Кот в сапогах (поднимается,
чистит себе колено, кланяется) Шарль.
Очаровательная крольчиха.
Шарль идет в Париж. Там ему позолотят хвост. Шарль берет меня с
собой. Верно, Шарль?
Кот в сапогах (кивает).
Верно.
Первый кролик (робко). А
другим – можно?
Кот в сапогах
(презрительно). Что – можно?
Первый кролик (совсем
оробев). Ну, это... хвосты... тово... золотить...
Кот в сапогах пожимает
плечами. Очаровательная крольчиха прижимается к нему и что-то шепчет
на ухо. Кот в сапогах морщится. Очаровательная крольчиха едва не
виснет на нем. Первый и Второй кролик смотрят на Кота в сапогах с
надеждой и тоской.
Кот в сапогах (досадливо
машет лапой). А... ну вас. Ладно... Конечно, не хочется с такой
гопой вваливаться в приличное общество, ну, да ладно! Уговорила,
Жанна. Строиться! Идем в Париж! Золотить хвосты.
Кролики
прыгают на месте от радости). Ура! Ура! Золотить хвосты! Париж!
Ура! (Кролики сцепляются лапами, образуют нечто вроде сидения, на
это сиденье усаживается Кот в сапогах. Кролики несут Кота в сапогах
по дороге – в Париж.
Монолог
Кота в сапогах. И никто не виноват. Слышите вы? Никто не виноват. Я
служу своему господину – и не моя вина, а их беда, что эти
безмозглые твари так глупы и доверчивы, мне их, может быть, и было бы
жаль, если бы у меня и моего хозяина были бы деньги и время для
жалости, но мы с хозяином бедны, и время наше уходит. Жалость мы
оставим для наших детей и внуков. А покуда – в Париж! Золотить
хвосты!
Монолог
Очаровательной крольчихи. Он – такой умный. Так смотрит...
Печально, печально, словно он хочет мне сказать что-то очень важное!
Но не решается. Он знает что-то, чего мы не знаем. Он –
прекрасен. И как он – печален.
Первый и
Второй кролик (говорят хором). А когда мы появимся с
золочеными хвостами, то все просто офигеют и все чувихи Парижа будут
нашими!
II.Королевский
замок.
Король (швыряет тарелку
в мажордома). Я тебе сотню раз говорил: мне нужен полевой кролик,
его тугое нежное мясо. Вот что мне нужно! А ты мне подсовываешь мясо
домашнего кролика!
Мажордом (ловит тарелку
и ставит на стол рядом с собой). Ваше величество! Где сейчас
найти полевых кроликов? Они – верткие.
Король (швыряет еще одну
тарелку). Как ты, подлец...
Мажордом (ловит тарелку,
ставит на стол). Я стараюсь, Ваше величество! Я сам готов стать
кроликом, чтобы угодить Вашему величеству.
Король (швыряет третью
тарелку). Подонок! Из тебя выйдет жирный раскормленный домашний
кролик, а не боевой полевой кролик-скакун.
Мажордом (ловит тарелку,
ставит на стол). Это уже не моя вина, Ваше величество, кто из
меня выйдет, но я готов сам лечь под нож повара...
Король (швыряет
тяжеленное блюдо). Воррюга! Ты ляжешь у меня под топор палача,
если завтра здесь, на этом блюде, не будет лежать крольчатина,
полевая! Понял? Полевая!!!
Мажордом пытается поймать
блюдо. Блюдо сшибает его с ног, мажордом катится вместе с блюдом по
полу, несколько раз переворачивается и, наконец, остается лежать на
блюде.
Король (величественно).
Dixi.(Уходит.)
Несколько
мгновений тишины. Появляется Кот в сапогах.
Кот в сапогах. Ух ты! Где
стол яств, там и гроб стоит.
Мажордом (не поворачивая
головы, глядя в потолок, с невыразимой ненавистью). Грамотный,
сволочь...
Кот в сапогах (усаживается
за стол, наливает вина, пьет, доедает остатки недоеденного, говорит
жуя). Присоединяйтесь, уважаемый.
Мажордом молчит.
Кот в сапогах (усмехаясь,
передразнивает мажордома). Гордый, сволочь.
Мажордом (скрепившись).
Ты клялся мне привести кроликов.
Кот в сапогах. Родимый,
если тебя обложить зеленью и чуть вытянуть уши – то чем же ты
не кролик?
Мажордом. Я уже предлагал
это королю.
Кот в сапогах (смеется).
Дурачина! Вот дурачина! Король мог понять это как намек. Кролик –
это же маленький король, крохотный такой, не подросший!
Мажордом (резко
садится). Ах ты... Как же я...
Кот в сапогах
(подмигивает). То-то... Эх, Пьер, если бы не я, ты бы так и
гнил в захолустьи... Иди-ка сюда... (Манит мажордома за собой,
подходит к занавеси, отодвигает ее). Ну-ка, полюбуйся.
На тюфячках мирно спят
кролики.
Мажордом. Шарль, Шарль...
Это, это...
Кот в сапогах (смотрит
на кроликов). Утомились, бедняги. (Говорит без малейшей
иронии, вполне серьезно, грустно.) Они тащили меня всю дорогу до
Парижа. Они были счастливы. Счастливы.(Усмехается.) И вот они
спят, полные счастья... Они думают, что им подарят золоченые хвосты,
а им преподнесут вечность.
Очаровательная крольчиха
(сквозь сон). Шарль, что ты говоришь? Ты говоришь что-то очень
красивое, только я, как всегда, не понимаю, Шарль, Как всегда... Ты
такой умный, такой добрый, Шарль.
Кот в сапогах. Спи,
набирайся сил, Жанна. Завтра – трудный день. Надо показаться
королю. Надо понравиться королю!
Интермедия
Мажордом. Три полевых
кролика доставлены Его величеству королю! Их представляет Кот в
сапогах!
Аплодисменты.
Кот в сапогах (вальяжно,
но не без подобострастия). Ваше величество, рады вас
приветствовать! (Шляпой метет пол.) Оркестр, туш!
Под грохот оркестра
выскакивает Первый кролик.
Кот в сапогах.
Жак-Кувыркун!
Первый кролик кувыркается
туда и сюда.
Король. Ммм... Жирноват...
Но ничего.
Распахивается занавесь.
Виден повар в ослепительном белом халате и в белом колпаке.
Первый кролик. Мне что-то
не по себе.
Кот в сапогах. Иди, иди...
Секунда боли, зато все чувихи Парижа – твои!
Первый кролик исчезает за
занавесью. Занавесь падает. Истошный вопль Жана-Кувыркуна, а вслед за
тем шкворчание сковородки, заглушаемое бравурной музыкой оркестра.
Кот в сапогах.
Фернан-Прыгун!
Второй кролик мечется по
сцене великолепными широкими прыжками.
Король (разочарованно).
А этот – мускулист, чрезмерно. Мясо не такое нежное, как
следует.
Распахивается занавеcь.
Повар со скрещенными на груди руками. Передник его забрызган кровью.
Второй кролик. А почему
кровь?
Кот в сапогах. Я же
говорил, что операция болезненная, зато – мгновенная, иди, иди.
Второй кролик. Но –
кровь?
Кот в сапогах (веско). А
ты не путай кровь на руках врача и палача.
Второй кролик (потрясенно).
Аа...
Исчезает за занавесью.
Вопль. На этот раз – повара: "А... так ты кусаться,
сволочь! Кусаться?"
Кот в сапогах. Оркестр!
Туш!
Занавесь ходит ходуном.
Оркестр играет туш. Король заглядывает за занавесь.
Король. Однако... Прямо
какой-то матадор.
За занавесь устремляется
мажордом, следом за ним два стражника с пиками наперевес. Кот в
сапогах дирижирует оркестром.
Король (задергивает
занавесь, брезгливо). Однако...
Мажордом (вваливается
из-за занавеси, хрипло). Кончено...
Кот в сапогах (кивает;
оркестру). Пиано, братья и сестры, пиано. Довольно маршей, хватит
воинственности, вальс, вальс, вальс.
Оркестр играет вальс.
Слышно шкворчание
сковородки.
Кот в сапогах
(поворачивается к королю). Ваше величество! Жанна –
Очаровательная крольчиха!
Очаровательная крольчиха
приближается к Коту в сапогах.
Король (радостно). В
самый раз! Все при всем: в меру упитанна, мягка, нежна.
Очаровательная крольчиха
(смотрит на Кота в сапогах). Я понравилась королю?
Кот в сапогах (печально).
Очень, очень...(протягивает ей лапу). Позвольте?
Очаровательная крольчиха
(оглядывается). Здесь так красиво... Мне так хорошо, так
счастливо. Мне ничего больше не надо. Это король – да? Он мне
улыбается?
Кот в сапогах. Да, да.
Жанна, вы согласны танцевать со мной?
Очаровательная крольчиха.
Конечно... Только я... я робею... Я – и вы...
Кот в сапогах (серьезно).
Что вы, Жанна, я не стою кончика вашего хвоста, я почту за честь
танцевать с вами.
Очаровательная крольчиха
(смеется). Как вы добры ко мне.
Танцуют, приближаясь к
занавеси.
Очаровательная крольчиха.
Шарль, даже если мне сегодня не позолотят хвост, я все равно буду
вечно тебе благодарна за это счастье.
Кот в сапогах. Спасибо.
Очаровательная крольчиха. Я
хочу, чтобы сегодня все были счастливы, все, все... Вот этот милый
человек, отчего у него все лицо разбито и оцарапано, отчего он не
улыбается? Кто он?
Кот в сапогах (смотрит
на приходящего в себя от ударов Фернана-Прыгуна мажордома). Это –
мой хозяин, сын мельника, ныне королевский мажордом, а не улыбается
он оттого, что у него все лицо разбито и оцарапано.
Очаровательная крольчиха
(улыбается). Ах, какая же я дура! Во дворце ведь не принято
расспрашивать о том, почему у вас разбито и оцарапано лицо.
Кот в сапогах
(невозмутимо). Ну, конечно! Это – дурной тон и плохое
воспитание. И – потом – можно ведь нарваться на ответ.
Король (подзывает
мажордома). Они прелестно вальсируют – все смотрел бы и
смотрел, но очень хочется есть...
Очаровательная крольчиха
(тревожась). А что это за странные звуки?
Кот в сапогах. Это? Ах,
это... Это готовят инструменты для золочения хвостов.
Занавесь распахивается.
Очаровательная крольчиха.
Ты пойдешь со мной? А то мне почему-то страшно.
Кот в сапогах. Ну, конечно,
конечно же...
Под звуки вальса вплывают к
повару. Занавесь падает. Короткий вскрик Очаровательной крольчихи,
очередной ор повара, визг кота.
Мажордом (сорвавшись с
места). Шарль!
Король (посмеиваясь).
Что – впору похоронный марш заказывать?
Мажордом (опускает
руки). Ваше величество, ваше величество...
Из-за занавеси, сплевывая
кровь, выползает Кот в сапогах.
Кот в сапогах. Тьфу,
ддурак... Машина молотильная... (Встает на задние лапы, морщится
от боли, кланяется королю.) Ваше величество, если бы не моя
ловкость, вам бы пришлось есть кошатину. Заметьте, что по внешнему
виду ободранный кролик ничем не отличается от ободранного кота.
Мажордом (обнимает Кота в
сапогах). Шарль! Шарль! Ты – жив! Жив!
Король (поднимается,
хлопает в ладоши). Оркестр – все! Мажордом – я жалую
вам три тысячи экю за доставленное удовольствие, зрелищное, слуховое
и вкусовое.
Оркестр затихает.
Шкворчание сковородки становится все сильнее, все слышнее. На сцене
остаются мажордом и Кот в сапогах.
Мажордом. Три тысячи экю!
Три тысячи! Шарль, ты как?
Кот в сапогах
(морщится). Живой. Это – главное.
Мажордом. Пойдем, пойдем,
Шарль.
(Уходят. Шкворчание
сковородки делается оглушительным.)
|