АНДЖЕЙ ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ТРУБНОГО ГЛАСА "КОТ И МЫШЬ"
Часть 1. Аллегро виваче "НА ПЛОЩАДИ"
Утро. Радужные лица.
Улица – столпотворенье.
Что они? Куда струится
это рук и ртов варенье?
Виселица веселится:
будет казнь. И лица вскачь.
Жизнь прекрасна. Всё в ней мудро.
В это верим как в учебник.
Но как быть? В саду под утро
схвачен, предан наш волшебник,
и над площадью, над миром
пробует трубу трубач.
Площадь в виде росомахи,
в любопытствующем страхе
закосматевшая, вы
жмётесь как топор на плахе
в предвкушеньи головы,
или – мальчик сладострастный
в предвкушении прекрасной,
белой, близкой, нежной, ясной,
совершенно неподвластной
ни рассудку, ни словам,
и над площадью стогласной
в небе лозунг: "Аз воздам!".
. . . . . . . . . . . . . .
О колокола!
Кол на площади.
около кола
лошади, лошади,
площадь облегли
люди кучами.
Над колом – кули:
тучи, тучи.
О колокола!
Кол наточенный.
Удила-коло-
кольчики.
Около – палач,
ножик звякает.
Площадь – крик и плач:
"так его, так его!"
Около кола –
кровь узором – чья?
На краю кола
кокон корчится,
а за краем – клад,
небо… Сволочи!
О-коло-кола-кольчики!
Часть 2. Скерцо "НОЧЬ"
Голова устала биться
на плече
как оранжевая птица
на свече,
как отчаянная копоть
по углам. Кто идёт?
Из угла таращит коготь
Чёрный кот. Чёрный кот.
Выгляну в окно,
а за ним темно,
белая заря
в виде фонаря.
Белая как плеск,
белая как мышь,
тени – тёмен лес,
лучики – камыш.
Выйду за окно,
воздух в нём – вино,
над вином – камыш,
копошится мышь,
мыши дело швах:
шорох в камышах.
Впереди идёт
Кот.
Я сегодня встретил мышь,
и она
улыбнулась мне, малыш,
сатана,
улыбается, бела,
смотрит вслед:
"Я сегодня, мышь, была,
завтра – нет".
Кто стучится днём в окно –
ночью входит в дверь.
Человек сегодня, но
завтра – зверь.
Над толпой палач бердыш
занесёт...
Что же, всяк сегодня мышь,
завтра – кот.
Волны и полночь. Полночь и плач.
Кто-то завёрнутый в чёрный плащ.
Шпага из-под него или хвост?
Кто-то в лучах. Тень бежит под мост.
Фонарь: "прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок".
Дождь или стук? Дождь и "вотще!"
Кто-то при шпаге и в плаще.
Полночь. Возглас: "Стой, кто идёт!"
Дьявол, Германн, кот.
Полночь плещет как в уступ
в пустоту.
Чья фигура на мосту?
Полог, полночь, город, мост.
Или вот:
Шорох! Шпага. Шляпа. Хвост.
Полночь варит пустоту
Будто суп.
Две фигуры на мосту.
Полночь. Город. Разговор.
"Мой любимый, вы черны,
вы черны" -
"Право? Как лучи луны
вычурны!"
Часть 3. Жига.
На Невской башне как часы
её подвитые усы
звенят, сцепясь.
На Невской башне как султан
чугунный шпиц.
На Невской башне, перья - сталь,
четыре птицы – пьедестал,
четыре птицы, крылья – снег.
- Взлететь? - Подрезаны у всех.
Ночь: волос серебрен, ус злат.
Нет Невской башни. Кот-атлант
сидит; глаза как циферблат,
а шерсть торчком как шпиль-султан,
а сам – гром-камень, пьедестал,
и как подвитые усы
звенят подвижные часы.
ВОТ ТАК И ПОПАЛИСЬ!
ТОРОПИТЬСЯ СТОИЛО!
КОНИ АПОКАЛИПСИСА
ЗАСТОЯЛИСЬ В СТОЙЛАХ.
Подумай лишь
о том, как ходит по стене
украдкой мышь.
Услышь одно:
как стережёт плутовку кот
и пьёт вино.
Брось в небо сети, улови,
очнись, услышь,
как в полночь плачут полови-
цы крыш.
Они поют из года в год
о том, что не познал народ,
о том, что в чёрных жилах сот
квартир храним:
"И стережёт плутовку кот,
и мышь над ним".
Часть 4. Менуэт "СЧИТАЛКА"
- Quel heure est-il?
- Il est midi...
(французская считалка)
- Который час?
- Двенадцать, звон.
- Откуда он?
- В часовне мышь
его прядёт.
- Она придёт?
- Придёт, когда окончит прясть.
- А много ли?
- Седьмая часть.
Который день –
Им счёт ведён –
Растёт сей звон.
В часовне мышь
Его прядёт.
И ДЕНЬ ПРИДЁТ.
- Который год?
- Нет больше лет.
- Откуда свет?
- А в небе мышь.
- Она придёт?
- Когда окончит прясть.
- А много ли?
- Осталась часть
двенадцатая.
- Значит, Бог
приблизился?
- Выходит срок.
- Но вот вопрос: не я ль предам?
- Тебе водить. Конец трудам.
Часть 5. Анданте "АТЛАНТ"
Верни мне молодость мою.
Ты ждать велел – и я стою
который век. И всё здесь сон,
вечерний звон, поющих сонм.
Не вечно Солнцу Землю греть,
не вечно им, поющим, петь.
Всё неизменно под Луной
с её обратной стороной,
с её размытым, как в стекле,
лицом, повёрнутым к Земле,
которое двенадцать раз
себя скопировало в нас.
Как бездна луч её во мне.
А на обратной стороне,
не знаю, правда ль, говорят –
столбы стоят, огни горят,
и белый день, и Божий свет.
не знаю, правда или нет
Верни мне молодость мою.
В который век ещё спою?
Моя судьба и мне темна
как двусторонняя Луна.
Не вечно Солнцу Землю греть,
не вечно сердцу в нас греметь,
не вечно слышать вой времён,
вечерний звон, поющих сонм.
Часть 6. Аллегро. ФИНАЛ
Валунами, ишь,
завалили вход,
а в часовне – мышь,
на часовне – кот.
На Земле темно,
в небе – ни луча.
А в стене – окно,
а в окне – свеча.
Валунами лжей
завалили рот:
говорили – кот
стережёт мышей,
говорили, но
столько лет уча,
что в стене окно,
а в окне свеча.
Поучали: мышь
не убий, святой.
Получалось: мышь
стережёт котов.
С неба свет на дно
льётся в три ручья.
А в окне – темно.
А вдали – свеча.
. . . . . . . . . .
Выше – пустота.
Кот на площади.
Заключён: черта,
тире да точки.
Над стеной одно
небо чёрное.
За спиной – окно.
Чьё это?
Ночь и темнота.
Вот на площади
блеск штыков, уста,
люди, лошади,
тени как в кино,
дети с чёлками...
Но окно, окно,
чьё оно?
Всё прошло; пуста
площадь, и на площади
кот, а у кота
морда лошади,
около чела
чёлка плещется,
а глаза чело-
веческие,
и под ним руно
зелёное,
перед ним вино
пригублённое,
а над ним окно
в виде месяца.
а в окне – темно.
Крестятся.