На "Опушку"



За грибами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛЕКСАНДР ИЛЬЯНЕН
SHOEX DE TEXTS






Не мягкая землица чернозем
ваши сердца
а финский красный гранит
но стучит моя мотыга с утра
авось и всколосится мой посев


* * *

 
Две красносельские элегии

О Красное село о зеленое
о желтое от цветов деревьев
от людей. О белое!
из пустыни белых простыней
вопию: О синее!
от глаз от неба от свободы
о одинокое бесцветное село

…………………

О красносельская обитель
снова сон отравляет
зелено кругом от травы
желто от цветов и снов
желто-зелено несказанно
но я не сатир и не фавн красносельских лесов
а кругом столько нимф в не одичавшем
желто-зеленом воображении
снов пленник и трезвопропащий гуляка
бреду по дороге в гору
небо внизу и вверху и всюду


* * *

 
В том городе я буду плакать в сумерках
море шумит рядом розы цветут как бы
тайком в темноте
а из окна ресторана как из светлой могилы
голос певца
в черном как ночь менестреля что погиб
на скорости

…………………

погиб на скорости сообщили газеты
а он поет из ресторана
как из своей светлой могилы
я плачу удивленный а рядом шумит море
и розы цветут как бы тайком в темноте


* * *


Я не солнце русской поэзии.
Я скорее ее вода.
Переливаюсь под лучами солнца или луны,
волнуюсь — и часто до девятого вала!
Временами совершенно спокоен и тих.
Отнимаю жар у купальщиц и купальщиков,
люблю прикосновение их гладких тел.
Я утоляю их жажду

…………………

Есть безумные которые бросаются в меня
с моста или обрыва
как будто во мне есть покой!


* * *


Зверь во мне загнан глубоко: как у Феллини — 
в трюм! где с ним спит турок.
Я повторяюсь, простите. Это idee fixe.
Зверь унижен. Он спит на подстилке из соломы. 
Он грязен и грустен.
То что принято называть человеческим
оказывается чуждым и путается со звериным.
На верхних палубах веселится мое подлинное,
которое многие считают маской.


* * *


Автопортрет весной после болезни


Человек бывает красив после болезни.
Жар спал и в зеркале не ваше привычное лицо: 
искаженное гримасой страдания
или гримом ежедневных спектаклей,
а просветленное...
красивое лицо человека


* * *

Брошеный мужчина


Как каменный истукан с о. Пасхи
на который не садятся женщины
в надежде исцеления

…………….

одинокий и гордый в фаллическом
возбуждении


* * *

Мечта о Бельгии – неразоблаченная 
морока. О ней мечтает всякий русский
от Петра до меня. Это не крыжовник!

…………….

вот она в моих руках – папирхен 
из посольства. с голубой печатью
прекрасная как персидская княжна
в шароварах

……………….

когда я услышал глухой ропот читателей
"нас на бабу променял" я сбросил ее
на следующее утро в волны

………………..

она лежит юной персидской княжной
на дне шкатулки

………………….

комментарий в духе Паунда: папирхен из
посольства это "приглашение в Бельгию"
сбросить ее в волны значит не поехать, а
остаться дома.
В этом стихотворении мне хотелось показать
поэзию безотчетных поступков (по Розанову)
на которую способен русский человек


* * *


Из ностальгического


У него изящные смуглые ступни

………………..

В Южной Африке негры украли у него
золотые часы когда он прилег отдохнуть
под деревом в сквере

…………………

В Лондоне он любил юную испанку
продавщицу по имени Сильвия

………………….

За окном сумерки ноября
я сижу в баре гостиницы "Санкт-Петербург"
и слушаю рассказы Майкла
наверное это и есть подлинная поэзия

……………………

у Майкла международного авантюриста
хрупкие и нежные ладони

……………………...

Куда же ты ушел мой маленький креольчик?


* * *


О пчелах


Мне давно мечталось написать несколько
строк — не восемь! хотя бы четыре
о пчелах
in memoriam Метерлинк

…………………

я так и чувствую наше призвание:
отнимать аромат у живого цветка

…………………

я мучительно думал: какой он теперь?
т.е. после моей любви: с отнятым ароматом

…………………

я жадно припал к нему как к цветку
мне хотелось выпить его всего

…………………

умирают ли пчелы от жадности? наверное
есть такие безумные пчелы умирающие
на цветке весной или летом. Не возвращаясь 
в улей


* * *


Я опоздал на фильмы Пазолини

Я опоздал на фильмы Пазолини
dommage dommage
утешение все же: не стал зрителем – 
шакалом


* * *


Книжечка


Книжечка Пазолини упала на пол
не сделав большого шума. Чуть слышно


сын офицера и учительницы поэт Пьер Паоло Пазолини
отмучался в эту осеннюю ночь


мертвое тело Пьера Паоло Пазолини лежит
на пустынном пляже


Раннее утро. Тело Пазолини на пустынном пляже


Вспоманаю зимой о поэте. Тоненькую книжечку
поднял с пола


* * *


Мата Хари это я
(поэма)


Ее расстреляли солдаты утром во дворе

…………………

а она осталась стоять как каменная баба
в половецких степях века

…………………

желтые ветры века обдувают Мату Хари
как женщину-миф из камня

…………………

взвод французских пуалю-усачей целятся
в женщину. Огонь! из стволов – фаллический символ –
вылетает смерть
Женщина падает как военная преступница на
булыжник двора

…………………

в чем ее вина? она хотела сказать "Мсье Флобер
с’э муа"! не хотела быть лучом света как другие. 
Травиться мышьяком, льститься на стальное полотно,
вешаться в знак протеста против войны.
Бросаться наконец с обрыва в Волгу.

…………………

мечтала подняться до Каролины Собаньской,
идеала женщины прошлого века. Быть аристократкой,
красавицей, шпионкой, любовницей Пушкина
и Мицкевича. Покорить Польшу, Россию и
Францию

…………………

ее расстреляли солдаты за то что хотела
быть поэтом

…………………

кроме шпионажа и предательства она любила
три вещи на свете: танцевать, русского офицера
Алешу и "чепуху столь милую поэту".
Пленительную шушеру: платья, цветы, роскошные
интерьеры. То что любят обыкновенно
все женщины.

…………………

как солдаты распяли Спасителя мира на горе
убили поэта в апельсиновой роще
так  расстреляли женщину утром во дворе