ИВАН КРАСКО О Саше Ласкине, Муравьиной королеве и о том, как изобрели пену
Год примерно шестьдесят восьмой.
На телевидении - репетиция. Вечером - эфир.
Редактор показывает мне странички, исписанные детским почерком со сползающими к полям концами строк:
- Может быть, прочтешь на передаче. Прямо с листа.
Пробегаю глазами первое стихотворение, второе ...
Что это?
Я - муравьиная королева
И глава своего муравейника ...
Боже, какая величавость! А дальше:
Я видела,
знайте это,
видела,
Как вы давили моих приближенных!
И я уже примеряю на себя этот царственный монолог, еще не играю, просто невольно становлюсь Их Величеством, и голос мой - совсем не муравьиный писк! - рвется из меня:
- Ребята, - кричу я присутствующим в студии, - вы только послушайте! Как это можно написать в десять лет?!
Не в силах сдержать внезапной радости, я читаю уже вслух:
Я - муравьиная королева,
глава банкиров, купцов муравьиных,
знайте,
я видела,
как вы сажали в банку моих подчиненных!
И они подпрыгивали,
делали в воздухе сальто,
И умирали ...
В студии - мертвая тишина. Как редко это бывает в театре! ... Меня бьет озноб - невозможно не разделить этот трагический укор маленького обреченного существа:
Я крошка по сравнению с вами -
муравьи другой породы.
Вы, кажется, себя назвали «человеки»
или что-то в этом роде.
Мне трудно говорить ...
Я умираю.
... Должны когда-нибудь животные восстать!
Не сразу кто-то спросил:
- Чье это?
- Вот здесь написано «Саша Ласкин», а в конце каждого стихотворения - сколько ему лет.
Перелистываю небольшую «антологию». Строчки буквально царапают:
Багровел закат,
Становился злым,
Прятал голову от земли ...
Или такое:
Меня хотели повести в детский мир.
Я думал: «Это какое счастье!»
А повели в огромный магазин,
а магазин - это одно несчастье.
- Иван Иванович! - по громкой связи окликнули из аппаратной. - Зайдите, пожалуйста, в редакцию.
Поднимаюсь на четвертый этаж.
- Это, конечно, в эфир не пойдет.
- Почему?
- Что это за мальчик с таким трагическим взглядом на мир?
- Но, позвольте, есть и светлые стихи. Вот, послушайте, это же прелесть:
Как изобрели пену?
Пену изобрели так:
тысячи человек дули,
дули в тысячи трубок,
или тысячи человек мыли,
мыли грязные руки,
или тысячи варягов плыли,
били воду веслами,
и сами удивились,
когда увидели пену,
всю кружевную как церковь,
которую после создали
на острове, в Кижах.
... Так изобрели пену.
- Нет, не надо.
- Но почему? Мальчишка явно талантливый!
Я чувствую себя виноватым перед этим незнакомым мне Сашей Ласкиным. Своим наивным восторгом я только подчеркнул его далеко не пионерское мировоззрение.
- Смотрите! - я выхватил один листок.
Мы из Плеса
ушли до рассвета
Я оставил там
левитаново лето.
Я оставил там
дымку легкую.
Я оставил березы
и горы.
Я шел по мостику тонкому
Словно по небосводу.
И теплоход гудел,
как зарезанный,
весь зализанный
и железный.
Я шел по левитановой пристани ...
- А чем заканчиваются эти стихи? - возразил мой оппонент. - Полюбуйтесь:
Теплоход был чужой, как министр.
Мне и это понравилось, я даже хохотнул, но теперь укором мне был холодный цензорский взгляд ...
Вскоре я познакомился с самим Сашей и его родителями - врачом-кардиологом Семеном Борисовичем Ласкиным, уже ставшим профессиональным писателем, и мамой Олей.
А Саша к этому времени стихи писать перестал. Почему? Профессор-филолог из Университета, которому показали Сашины творения, был в восторге от детской одаренности, но в последних стихах обнаружил подражания. Объяснение простое: к тринадцати годам Саша узнал об Ахматовой, Цветаевой, Пастернаке ... Влияние было неизбежным.
На моем творческом вечере в Доме Актера стихи Саши Ласкина шли вторым отделением. В первом я читал «Апологию Сократа», сочинение Платона. Судьба великого мудреца и поэзия ленинградского мальчика стали для меня счастливым открытием.
|