Опубликовано 10 июня 2006
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА ИГРА В КУКЛЫ
Не
так уж давно это было. Жил на свете кукольный мастер. Он умел
мастерить прекрасных кукол, и они двигались как живые. Ходил он из
города в город, устраивал представления. Люди охотно приходили на его
спектакль, потому что не было лучших кукольных историй, чем у этого
Кукольника. И многие хотели поучиться у него мастерству, но он не
раскрывал своих секретов.
И
вот захотелось одному молодому плотнику по имени Петр, а он любил
вырезывать из дерева разные игрушки, выучиться кукольному делу.
Прослышал он про знаменитого Кукольника и стал ездить по городам в
поисках кукольного балагана.
Везде,
где бывал старый мастер, его знали и помнили. Но вот что было
удивительно. Заметил Петр, что всегда с пребыванием в этом местечке
кукольного театра связывали какое-нибудь событие.
—
Как же, как же, говорила
старуха-молочница, продавая плотнику завтрак,— Был у нас
Кукольник, прекрасное было представление. Кажется, это случилось в
феврале. — Она задумалась и добавила: — Да, в феврале.
Помнится, после этого юная Эмилия бросила своего жениха Йохима и
вышла замуж за старого судью. А ведь как они любили друг друга!
Бедняжка Йохим ушел с горя в солдаты…
В
другом городе ему рассказали, что кукольный театр был у них совсем
недавно. Вот когда садовник вырубил в городском саду все кусты
сирени. Точно с ума сошел. А ведь это были его любимые цветы. Он
ухаживал за ними, как за своими детьми.
В
третьем городе его встретили совсем неласково. Хозяин гостиницы и
двух слов не сказал о кукольном представлении, а сразу стал бранить
нового губернатора…
Наконец,
удалось плотнику попасть на кукольное представление. Вот прозвенел
звонок, занавес открылся, и все увидели кукольный город. Там всходило
солнце, били часы на башне, по улицам проезжали повозки. И жили в
городе куклы. Они пели, танцевали и рассказывали свои кукольные
истории. И истории эти показались плотнику Петру очень знакомыми.
Например, о том, как юная Эмилия бросила бедного сапожника и
прельстилась богатством старого судьи, вышла за него замуж, а Йохим
ушел с горя в солдаты. Или про садовника, который вырубил все кусты
сирени в саду, когда его любимая не пришла на свидание.
И
вспомнил Петр, что слышал он все это в тех местах, где расспрашивал о
Кукольнике. Только истории эти были тогда не кукольными, а
настоящими.
Очень
удивился плотник Петр и еще больше захотел узнать тайну кукол. И
вот, когда закончилось представление, подошел он к хозяину балагана и
попросил взять его в ученики. А надо сказать, что Кукольник уже был
стар и давно нуждался в помощнике. Внимательно посмотрел он на Петра.
Парень показался ему простоватым, и решил он взять его учеником. И
стал Петр ездить с кукольным балаганом.
Вскоре
старый Кукольник увидел, какой он искусный плотник и стал поручать
ему работу. Петр мастерил кукольные дома с комнатами и окошками, с
печами и каминами, продуктовые лавочки, сараи и тележки. Словом, все,
что бывает в настоящем городе. Но кукол мастер всегда изготавливал
сам.
И
заметил Петр, что пока куклы давали представление, старик сновал
среди зрителей, приглядывался, прислушивался, кого-то о чем-то
расспрашивал. Потом всю ночь он возился в мастерской, а на утро
появлялись новые куклы, а в кукольном городе добавлялась еще одна
история. И все это были истории с дурным концом, всегда торжествовали
ложь и корысть.
Внимательно
рассматривал Петр кукол. Никак он не мог понять, почему они
двигаются, плачут, смеются. Сделаны они были очень искусно, но
никакого механизма не было.
Вот
как-то раз искал Петр материал для занавесок в новой гостиной
кукольного домика и столкнул случайно с полки коробку. Коробка,
стукнувшись об пол, раскрылась, и увидел Петр, что в коробке лежала
кукла. Взял он ее в руки посмотреть ближе. Кукла изображала
прекрасную девушку, лучше которой Петр никогда и не видел. Волосы у
нее были белокурые, глаза голубые и смотрели так ласково, что Петр
заволновался.
— Кукла,
кто ты? — спросил он, но кукла молчала. И понял тогда Петр, что
это была обыкновенная кукла. Она не могла говорить и двигаться.
Тут
вошел старый Кукольник.
— Хозяин,
— спросил его Петр, — Что это за прекрасная кукла? Из
какого она спектакля?
— Это
прачка Мария, — неохотно ответил Кукольник, и отобрав у Петра
куклу, спрятал ее в коробку.
— Одна
неудавшаяся история, — добавил он, уходя.
Так
ничего и не узнал Петр, но крепко задумался.
Однажды
в одном большом городе они представляли целую неделю. К тому времени
накопилось много дел, выполнять которые входило в обязанности Петра.
Он зашел в мелочную лавку, к галантерейщику, купил материи на платье
кукол и отправился в прачечную. И надо же так случиться, что едва он
вошел в ближайшую прачечную, как сразу увидел прачку Марию. Только
теперь она была не кукла, а девушка. И живая она показалась Петру еще
красивее.
Он
тут же познакомился с Марией. И когда они подружились, рассказала
Мария, что отец ее, богатый торговец, очень любил свою дочь. Но два
года назад оклеветала ее мачеха, а отец ей поверил. С тех пор Мария
работает прачкой, но на отца не сердится и любит его по-прежнему.
И
спросил ее Петр, не тогда ли это было, когда в городе представлял
кукольный театр.
— Тогда,
тогда, — вспомнила Мария,— Мы все ходили на спектакль.
И,
конечно, догадался Петр, что все это дело рук старого Кукольника. Но
в чем его тайна?
Вот
узнал Петр, что живет в этом городе один мудрец, и решил он с ним
посоветоваться. Мудрец оказался обыкновенным старым учителем. Он
долго жил на свете и многое знал. Когда Петр обратился к нему со
своим делом, старик задумался и припомнил, что слышал когда-то о
хитром кукольных дел мастере. Лучше его кукольного театра не было на
свете. А оживлял он своих кукол при помощи краденой любви. Как? Очень
просто. Задумается какая-нибудь юная Эмилия о своем бедном женихе
Йохиме, позавидует на минутку богатству и знатности старого судьи,
тут ее любви и грош цена. А Кукольнику только того и надо. Легче
всего тогда украсть любовь. Эмилия и не заметит ничего, а сердце ее
уже пусто. И заполняют его незаметно жадность и хитрость.
— А
как же Мария? — спросил Петр. И рассказал историю Марии.
— Значит,
Мария не отдала своей любви Кукольнику, поэтому и не ожила ее кукла.
И
решил Петр наказать злого Кукольника. К тому времени он и сам уже
стал искусным мастером. Три дня и три ночи он что-то тайно мастерил.
А
на четвертый день, когда открылся занавес, и началось представление,
все увидели двух новых кукол — прачку Марию и старого
Кукольника. Они двигались и говорили не хуже других кукол, но ожили
они благодаря сложному механизму, который смастерил плотник Петр.
И
началась история прачки Марии. Но теперь в нее включилось еще одно
действующее лицо — сам Кукольник. Он подсказал мачехе, как
оклеветать бедную девушку. Вот уже поверил жене отец Марии. Теперь
очередь Марии возненавидеть отца, но она его не разлюбила. И все это
видели — и старый торговец, и сама Мария, которые пришли на
представление, и все куклы, которые прятались за кулисами, ожидая
своего выхода. И, наконец, сам кукольный мастер. Он бросился на
сцену, чтобы схватить свою куклу, но уже было поздно.
Любовь
вернулась в сердце отца Марии, и он прижал к себе свою дочь.
И
что-то тогда случилось с куклами. Кукла-Эмилия бросилась к
кукле-Йохиму, умоляя простить ее, и Йохим простил.
А
кукла-садовник заплакал, вспомнив, что напрасно обидел свою любимую,
когда она не пришла на свидание. И там, куда упали его слезы, выросли
кусты сирени. И его любимая пришла к нему.
Это
был прекрасный, совершенно новый спектакль, где любовь возвращалась
ко всем, кто утратил ее так легкомысленно, и этому не мог помешать
даже Кукольник, как ни пытался.
Ему
ничего не оставалось, как проклясть своего ученика и убраться
восвояси, что он и сделал. Он решил попытать счастья в других местах.
И
вот однажды, проходя через знакомый городишко, где он когда-то давал
представления, он заглянул вечером в окно сапожника. И что же увидел?
Там юная Эмилия обнимала своего Йохима и спрашивала:
— Милый
Йохим, что это было? Такой долгий сон.
— Совсем
это не сон, — хотел крикнуть Кукольник. — Это я играл в
свои куклы!
Но
промолчал и пошел дальше.
_________________
А
плотник Петр? Что было с ним дальше?
Плотник
стал знаменитым кукольных дел мастером. Он женился на Марии, и они
стали вместе ездить с кукольным театром. Только их куклы живут
благодаря искусным рукам Петера, а не краденой любви. Правда, в их
кукольных спектаклях тоже не всегда бывает хороший конец, но это уже
другая история.
|