ОЛЬГА ЛОГОШ ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ ДМИТРИЯ ЧЕРНЫШЕВА
* * *
«Stella cadit, Tellus fremit, en ego Malleus orbis!»
Усеянная звёздами земля,
Пустое небо.
Аттилы тьма несется сквозь поля,
Сметает слепо.
* * *
Ветер Вселенной
выдувает всё
оставляя лишь души
* * *
Когда солнце всходило неспешно то ты
Как обычно, не мог больше спать
Заводил муэдзин на вершине холма
Будто песню молитву опять
И текли эти звуки впадая в залив
Растворясь в тепловатой воде
Словно мысли твои уходили в ничто
Как слова растворялись в нигде
............................................
Имеющийся в нашем распоряжении корпус текстов
Ольги Логош состоит из трех стихотворений, по легенде, написанных в
разное время и даже не являющихся одним циклом. Однако, они
воспринимаются как единое произведение, и дело не только в ярком
идеостиле, благодаря которому тексты этого автора столь хорошо
узнаваемы. В данном эссе мы постараемся показать, что их глубокое
внутреннее единство обусловлено не только множеством перекрестных
текстуальных связей, поддерживающих закольцованную структуру, но и
непротиворечивой картиной мироздания, на фоне которой автор
разворачивает свой трагический сюжет.
Для начала рассмотрим, что же происходит в данном
произведении:
1. Утро. Муэдзин возглашает призыв к молитве. Его (и
все прочие) слова растворяются в воде. Мысли исчезают. (Направления
движений: вертикаль – слова муэдзина; горизонталь –
вода.)
2. Души, в отличие от всего остального 1,
не подвержены действию ветра Вселенной. (Направления движений не
указаны.)
3. Атилла приписывает себе падение звезды 2,
дрожь земли, называет себя «молотом мiра» 3.
Ночь. Небо пусто, по усеянной павшими звездами земле слепо движется
«тьма Атиллы»4. (Направления движений:
вертикаль – звезда, молот; горизонталь – тьма.)
Как мы видим, действие начинается с утра и длится до
ночи включительно, т.е., полные астрономические сутки. В данном
случае мы не рассматриваем апофатически описанного героя первого
стихотворения, о котором известно только, что он «не мог».
Структурообразующими являются два активно действующих персонажа:
муэдзин и Атилла. Кажется, между ними нет ничего общего, однако, это
совсем не так. Во-первых, маркировано их пространственное положение,
оба находятся в вышине: муэдзин на вершине холма (а технически это
означает, что на холме еще и минарет) провозглашает призывы к
находящимся внизу; Атилла – «бич бога», падающая
звезда, бьющий с неба молот. Во-вторых, их однонаправленные действия
одинаково бесплодны: слова растворяются в воде, звезда гаснет.
В-третьих, вспомним, какими же были муэдзины. По данным Адама Меца,
и во времена расцвета халифата, и позже, при османском владычестве,
на эту должность обычно назначались слепцы 5. Но ведь и
Атилла движется слепо! Фактически, имеющийся у нас корпус текстов
представляет собой рондо, он начинается и заканчивается образом
слепоты.
Из трудов Эшби и таких английских структуралистов как,
например, Виктор Тернер, мы знаем, что человеческому сознанию
свойственна троичная классификация окружающего мира. В упрощенном
случае она заменяется на бинарную, так, триада
«белый-красный-черный» рассматривается в виде диады
«белый-черный». В случае явно прослеживающихся в
исследуемом тексте юнговских архетипов должна присутствовать хотя бы
бинарная оппозиция. Однако, прелесть авторской поэтики как раз и
состоит в том, что эта оппозиция скрыта. Мы видим на верхней точке
вертикали «небо», персонажей-мужчин, затем космический
центр с человеческими душами, а под ним, буквально, никого, лишь
тепловатые воды и дрожащая земля. Сюжет проявится, только если
восстановить недостающий член оппозиции: женщина. Чтобы восстановить
сюжетную коллизию, нам остается выяснить, кто же эта, скрытая от нас
героиня. Сделать это достаточно просто, поскольку нам дан лишь один
персонаж-мужчина, имеющий имя и принадлежащий одновременно двум
мирам, горнему и дольнему. Это Атилла: он и падающая звезда, и
обрушивающийся с неба молот, и человек, находящийся на поверхности
земли. А его история всем известна – непобедимый 6
вождь, подобно Олоферну, погиб в собственном шатре от
руки девы-воительницы 7.
Итак, вот картина мироздания, прочитываемая в
стихах Ольги Логош. По горизонтали земной тверди, все поглощая,
растекается тьма и теплые воды.
По вертикали: небо, где-то в высоте слепые мужчины, бездумно
выполняющие волю Отца, направляя свои бесплодные действия сверху
вниз, в центре – бессмертные души, которым уже не страшен
никакой космический ветер, а внизу скрытая от нас героиня, отважно
противопоставившая себя богу, девушка, ценой своей жизни
остановившая всеразрушающий «молот мiра».
Именно ее невидимость и делает столь завораживающей эту поэтику
умолчания.