Ночь в позвоночник целится, фары раздевают, из-под колес апрельская жижа. Последняя фальшь тел, запечатать и написать адрес.
Почки перед взрывом, кошки из помойки выпрыгивают. Нога Галатеи
принадлежит не ей, произведение искусства. Вылепили и выпустили в
мир, примерная Галатея, заводная. Лепили из гипса, собирались от
лить. Сбежала, чтобы остаться белой. Что-то он не учел, мастер:
тело без изъяна ходит своими путями, а душа свободна.
Я, Галатея рукотворная, говорю себе и выше: я хотела жить
среди людей, любить и плакать, сочинять судьбу. Во мне, живой,
нет храма, есть губы для слов и поцелуев. Слов и поцелуев нет.
Люди живут свое, выгуливают собак, пьют пиво. Их лица от моего
отличаются направлением взгляда. Кто не видел голой, принимают за
женщину. Иду, улыбаясь в разные стороны, так принято, нужно, что
бы другие люди, мужчины, теряли ум и давали деньги на наряды.
Мужчины без денег смотрят под ноги, там лужи, и их унылые лица
удваиваются. Весна, кепки.
В городе есть дворец, где ищу родину. В прохладе залов ста
туи, им не дали жизни, но дали покой. Императоры монструозны и
жалки, их делали по подобию людей. Но другие - фантазии, вопло
щенные в мраморе - музы, Венера, Сатир, - им чуть-чуть не хватает
до жизни. Я чужая и здесь, да и боюсь снова превратиться в ста
тую. Вспоминаю мастера: как лепил, отходил в сторону - посмот
реть, все ли в порядке - то руку оторвет, то ногу, лепит новые.
Как-то раз чуть не разбил совсем. "Я тебя сделал, ты моя!" - кри
чал он, и тонкие губы дрожали, глаза закатывались, руки тянулись.
Было. А в первый день голубого неба я поняла: уйду.
Вышла новой походкой, дни светлеют как после болезни, воздух
в горло острыми струйками. Мир, данный или украденный: кафе, ки
но, орущие младенцы, идиллические парочки на скамейках, старушка
в кружевах и соломенной шляпке. Вдоль улиц люди с сапогами, вод
кой и что там у них еще? - одутловатые лица пьяниц, сектанты в
белом, мерседесы у ресторанов. Хватит - их мир, не меняющийся от
перечислений, проплывающий мимо пятнами красок, ярмарочная ка
русель с нищими, костыли у входа. В день лунный еще второго тыся
челетья говорю - люди, кто вы, зачем? Дальше, в цветенье кашта
нов, сирени и яблонь. Цветет все, не запретишь, это настоящее,
декоратор перестарался - для их театра!
Небо в клочках ваты. Тучки небесные. Кто придумал, что выше
это лучше, птицы презирают червяков, а червяк высунул морду нару
жу и думает: суета у вас, братцы, все внешнее, поверхностное, а я
кушаю тело земли и кожу имею нежную. Растения тоже мудры, лезут
себе к солнышку, фотосинтез у них, вот и вся биография. Людям это
незнакомо, одни ругают в гордыне, другие стремятся всю жизнь.
Слово выдумали - нирвана. Психическое состояние мира без человека.
Лето я как-то прожила, спасали трава и небо. Загар не при
стал, осталась белой, как в первый день творенья, пряталась в
брюки. Моя одушевленность - моря печали вместо крови, тщетный по
рыв к человечности. Угадывая грусть в чьих-то глазах, смотрю с
замиранием - узнай! Это я, душа, дрожащая в закоулках города, ре
бенок в кромешной тьме одиночества, жалкая статуя, оживленная
страстью. Люди ищут тела, а найдя, берут. Гурманствуют, пьют кап
ли с щек, жуют, чмокают и, довольные, уходят на службу и к женам,
сажают, играют, включают ТВ и бубнят. Потом окучивают, стадами
выезжают на шашлыки, собирают. Солят, квасят, ревнуют, выбрасыва
ются из окна, а после смотрят сериалы, промокая глаза платочком.
Ни судьбы.
Когда листья опали, домов в городе стало больше. На сером
фоне они напудрены, как молодящаяся старуха. Что такое космети
ческий ремонт? Это когда кожу натягивают и швы за ушами. А капи
тальный? Снимают все до скелета, и долго качается он на ветру,
шурша обрывками обоев. Кошки ходят безнаказанно и светятся в тем
ноте. Так будет со всяким домом, строй, строитель.
У меня дома не было никогда. Выпущена без паспорта и анкеты;
кто-то дает ночлег, раздевает, просит о чем-то заплетающимся го
лосом, не понимаю, берите, облизывайте, что от меня еще? Я гипс,
не боящийся смерти, самое страшное это уродство, не поломайте,
оно не мое - мое тело. Нет прошлого, я родилась женщиной, в голо
ве осколки чужого детства - мастер запрограммировал. Помню: серые
стены и коммунальные крики, капли с потолка в таз со звоном, чер
ный телефон, покрытый пылью, и этажерка с котом-копилкой. Там мо
нетки, высыпаешь на пол и складываешь в кучки, вот и игрушки. По
мойка из окна, дым над ней, руки с ведром воды, брань. Себя не
помню, не было, кадры чужой жизни, о чем думал мастер? Лесная по
ляна, земляника, это я люблю, тянусь за красным губами; собака,
выпрыгивающая из травы. Еще: железная кровать в углу, старые шле
панцы, храп. Кто на кровати, не вижу; храп переходит в стон,
громче, и обрывается на жалкой ноте. Умер во сне. Кто?
Чьими мыслями я думаю? В какой момент груда неоформленного
гипса поняла: это я? Имя Галатея пришло само, мастер не называл
никак, и я не знаю его имени, только - мастер, мой страшный отец.
Реальность меня для людей мифо-логична.
Чтобы выйти, запихиваю себя в пальто, но люди так ходят.
Старания походить на людей нелепы, сама себе противна. Куда луч
ше: сбросить все и белые плечи под ливень. Деревья поймут, они
тоже голые и им наплевать. Я запомнила рассказ одной женщины и
при случае повторяю, а мужчин интересуют только они. Статуи мол
чат, но я чувствую их завистливую отчужденность. Куда мне, Боже?
В метро наблюдала людей. Вошли трое в белом с портретом жен
щины. "Только у нас истинный бог", - кричали они и крестили. Ху
денькая женщина с соломенными волосами и засвистела в свисток.
"Уходите, вы мешаете". Трое в белом озлились и стали крестить
быстрее. "Проклинаем, " - сказали они и все же ушли. К женщине
подскочили двое: мужчина с тяпкой и мужчина с животом. Наброси
лись: чем они вам мешают (с животом), зачем вы свистите в свис
ток, будто что-то случилось (с тяпкой). Женщина блаженно улыбну
лась тому, что с тяпкой: "Ах, какой вы хороший человек, волнуе
тесь. Я вас, пожалуй, провожу". Мужчина повеселел. Другой, с жи
вотом, сердито открывал рот, чтобы сказать, но не успевал: те
двое говорили друг другу комплименты. Пожали руки и разошлись.
Мужчина с животом оскорбленно: "Поговорите и со мной!" - "Извини
те, мне некогда," - улыбнулась женщина. Махнув на нее рукой, муж
чина с животом помчался за мужчиной с тяпкой. Я не поняла ничего.
Вышла. По скверу шла старушка с болонкой, болонка тявкнула. "По
лай у меня, полай, старая дева," - сказала старушка и села на
скамеечку покурить. Вдруг я увидела мастера. Он шел, покачиваясь
и не замечая. Щетина чернела, немытые волосы торчали. Я пошла
следом со странной пустотой в сердце.
Вот мы у дома. Первый этаж, я встала на цыпочки и заглянула.
Посреди комнаты стоял гигантский бледно-зеленый карлик с огромным
лбом и впадинами глаз. Еще не было рук и рта. Подошел мастер,
похлопал его по щеке и засмеялся. Стал плясать, выкрикивая неп
ристойности. Потом я видела только его спину, а когда он отошел,
карлик жутко улыбался. И этот оживет?! - я потеряла сознание.
Когда очнулась, у карлика была рука: длинные пальцы тянулись к
окну, ко мне.
Не помню, где меня носило. Внутри ныло от отвращения и оби
ды. Неужели и это чудовище достойно жизни? Неужели мастеру все
равно - что оживлять? И что будет с людьми, если карлик выйдет на
улицу? Жгло глаза и лицо, руки я сжала до боли, и впервые по
чувствовала: холодно.
Нужно что-то делать! Виски клевали какие-то птицы, на даль
нем плане слуха мерещился церковный хор. Я вспомнила топор в ком
нате мастера и поняла, - надо разбить карлика, пока он не ожил.
Как булыжник упала мысль: это единственный твой брат на земле!
На следующий день я караулила у окна, надеясь, что мастер
выйдет хотя бы за хлебом. Но он не ел, с лихорадочным блеском
в глазах кружился вокруг карлика и почти незметными черточками
делал его облик все выразительнее. Я сама не знала, чего жду
на самом деле: оживления карлика или его смерти. Происходящее
завораживало, и я сама чувствовала себя мастером и шептала:
ну, скорей же, скорей! Потом вспоминала, зачем пришла, и обли
валась холодным потом. Еще подумала, что карлик ни в чем не
виноват, что надо убить мастера. Тогда уже никто и никогда не
сделает живого чудовища.
Я бежала по мокрому городу, шарахаясь от людей и углов. Чер
ные деревья вырастали передо мной. Безумные, кощунственные и буд
то бы правильные планы не отступали, чехардой влезали в уши, пе
ребирали извилины в голове, путались в венах, свистели, кашляли,
крякали. Каркали. Силуэт вороны на черной ветке протрезвил своей
реальностью, я остановилась. Что же делать? - кричало во мне.
Убить отца, убить брата или оставить все как есть, и что тогда
будет с миром, с людьми? Мимо прошла женщина с коляской. Я
представила, что за ней крадется карлик и закричала. Женщина при
пустила.
Утром снова под окном. Лужи в иголках дождинок. Мастер на
корточках перед карликом, курит, забывая стряхивать пепел. Кто-то
схватил за плечо: "Что вы здесь делаете?" Вздрогнув, я оглянулась
- бдительная соседка. На звуки голоса из окна высунулся мастер:
"А, это ты... Ты меня уже не интересуешь. Принеси лучше поесть".
Соседка разочарованно удалилась. В ближайшем универсаме я украла
хлеба и колбасы и вернулась. Мастер указал мне на стул и молча
забрал еду. Карлик вблизи не внушал такого ужаса, а был просто
уродлив. Мастер отрывал куски хлеба и складывал в рот. Челюсть
двигалась автономно, остальное напряженно следило за карликом.
"Ты зачем пришла? Скучно?" - неожиданно спросил он. Я промолчала.
"Конечно, скучно - жить среди этого дерьма," - продолжал мастер,
кивнув головой в сторону окна, - "порежь колбасы". Я вышла на
кухню, взяла нож, с каким-то стыдом почувствовала холодок метал
ла. Когда я резала колбасу, руки дрожали. "Я не смогу," - про
неслось в голове.
Мастер схватил кусок колбасы и засмеялся: "Как тебе жених?
Правда, красавец?" Я постаралась изобразить равнодушие. "А ну-ка,
разденься, я хочу посмотреть на вас рядом". Он смотрел то на ме
ня, то на карлика, наконец, сказал: "Не понимаю..."
Что будет? Убью карлика, и мастер будет лепить нового. Убью
мастера. Карлик оживет и убьет мастера. Мастер убьет ожившего
карлика. Карлик оживет и сбежит жить своей жизнью. Карлик оживет
и будет жить с мастером как домашнее животное. Карлик не оживет.
Мастер сойдет с ума. Мастер разобьет неожившего карлика. Убьет
меня. Мастер заставит меня жить с карликом, карлик убьет меня.
Или я сама себя, или карлика. Или - мастера? Почему так неизбежна
чья-то смерть? А, понимаю, оживив меня, мастер создал незаплани
рованную жизнь. А можно дать жизнь без Его воли? Мастер - орудие
или соперник? Или никто, сам по себе в своем мире, жует колбасу.
Мне стало неловко, что я голая. Я оделась и подошла к тазику с
гипсом. А почему бы и мне чего-нибудь не слепить?