АЛЕКСАНДР ОБРАЗЦОВ НА ОСТРОВА
Недостроенная дача из бруса: громадное сооружение.
Циклопические черные окна, торчащий из щелей мох, столбы фундамента
из битого камня - мрачная сказка Суоми.
Кинорежиссер и сценарист, хозяин горки, шагают от дома до
сортира и обратно. Сочинять им не хочется, а работать надо. За
изгородью из кривых жердей дорога, по которой ходит стадо на
пастбище. За дорогой густой юный ольшаник, выросший вместо
порубленного, который догнивает там же. В ольшанике видна крыша
времянки.
Режиссер, Понимаешь, надо, чтобы он ее трахнул под
кроватью, в пыли.
Сценарист.
В пыли?
Режиссер. Да, в пыли. Ты же помнишь: у него инфаркт, он
еле оклемался. Она к нему приходит, приносит что-то...
Сценарист.
Арбуз.
Режиссер.
Какой арбуз в мае?
Сценарист.
Сколько угодно.
Режиссер.
Ну... допустим. Допустим. Хорошо, арбуз: она ему нарезает арбуз,
длинным ножом, по ножу стекает сок, но она еще не отрезала,
понимаешь? нож торчит в арбузе! А они уже под кроватью, в пыли...
Сценарист.
Зачем пыль? Эстетически...
Режиссер.
Плевать, плевать, плевать! Мне нужно, чтобы была пыль! Может быть под
кроватью пыль?
Сценарист.
А где ей еще быть?
Режиссер.
Вот! Они рассуждают о смерти, понимаешь? он только оклемался и уже
хочет доказать ей, что в полном порядке, и они закатываются под
кровать, но порядок-то относительный, как ты думаешь, после инфаркта
какой может быть порядок? и вот он лежит с ней в пыли и ему ничего
другого не остается, как размышлять о вечном. Бабе еще только
тридцать восемь, а она уже вся в сомнениях - почему у него вдруг
отказ? она уже не та? или он еще не тот? это же тупик! К тому же они
под койкой, сами загнали себя в угол. Здесь так просто не
встанешь, поправляя прическу, здесь надо обосновать! Ты понимаешь?
Сценарист
(пауза). Ну, и при чем тут пыль?
Режиссер
(торжествующе). А-а! Вот! Вот где находка! Пыль, понимаешь?
Они катаются под кроватью, а пыль начинает... ну?
Сценарист.
Клубиться.
Режиссер.
Ну? И что дальше?
Сценарист.
Ну... грязно.
Режиссер. Какая грязь? Люди только что были в экстазе,
теперь они рассуждают о вечном! Им не до грязи сейчас! Сейчас у
них... ну? Пыль клубится, а они начинают... ну?
Сценарист.
Не знаю. Пойдем, молока попьем.
Режиссер. Если ты найдешь решение эпизода, я сбегаю за
водкой.
Сценарист.
Сегодня магазин не работает.
Режиссер.
Неважно, найду самогон. Но после твоего ответа.
Сценарист.
Почему после?
Режиссер. Потому что если и ты не найдешь ответа на мою
заготовку, то она стоит того, чтобы за нее выпить.
Сценарист. Но если я найду, то пропадет повод. Тогда
мне выгоднее не найти.
Режиссер.
Хорошо. Изменим условия задачи: если ты найдешь решение эпизода, то
мы пьем за упокой.
Сценарист.
Напомни задачу.
Режиссер.
Пыль клубится, и герои начинают...
Сценарист.
Чесаться.
Режиссер (оскорбленно). Если сценарий для тебя
обычный стеб, то я мог бы найти...
Сценарист. Извини, старина, я сам не понял, как
вырвалось.
Снизу, с дороги, раздается "Доброе утро!". Это сосед
Вовчик и его гость компьютерщик, нагруженные рюкзаками с
надувной лодкой, с палаткой, с веслами и удочками перелезли
через свою изгородь и стоят на дороге.
Сценарист. Доброе утро, Вовчик! Куда это вы с утра
пораньше?
Вовчик.
На острова.
Сценарист.
Везет же людям! А мы тут пашем.
Вовчик. Пока.
Идут по дороге вверх.
Режиссер. Я жду.
Пауза.
Сценарист.
Удивительно... Не понимаю.
Режиссер.
Чего ты не понимаешь?
Сценарист.
Если на острова - то это в обратную сторону.
Режиссер.
Может, там есть дорога.
Сценарист.
Какая же там дорога? Там шоссе, за шоссе пять километров леса,
потом еще одно шоссе, за ним еще двадцать километров леса, и
Ладога.
Режиссер.
Далеко собрались.
Сценарист.
Но это абсурд! В обратную сторону до Вуоксы не больше пятисот метров.
Там и есть острова.
Режиссер. Может, с похмелья заблудились. Всю ночь
костер жгли.
Сценарист.
Нет, здесь какая-то загадка. Не понимаю.
Режиссер.
Ладно, спросим, когда вернутся.
Сценарист.
Это непрофессионально.
Режиссер.
Почему?
Сценарист.
Потому что мы сами должны догадаться: куда они и зачем. Иначе грош
нам цена.
Режиссер.
У нас есть свое дело.
Сценарист. Если мы не решим вопрос с Вовчиком, то и
свое дело мы завалим.
Режиссер.
Не вижу связи.
Сценарист. Самая прямая связь. Самая прямая. Нам надо
развить и поддерживать в себе состояние тотального могущества. Я тебе
клянусь: как только я пойму, куда пошли Вовчик с компьюторщиком,
я тут же скажу тебе, что они сделали, когда подняли пыль столбом.
Режиссер.
Где?
Сценарист.
Под кроватью.
Режиссер.
А, ты имеешь в виду сценарий...
Сценарист.
А что я еще могу иметь, если получил аванс.
Режиссер.
Ну, хорошо. Хорошо. Вот тебе вариант: вчера
взяли в долг и решили
вернуть.
Сценарист.
По пути, да?
Режиссер.
Ну, не совсем по пути...
Сценарист.
И обязательно с рюкзаками, с лодкой?
Режиссер.
Хорошо. Твой вариант?
Сценарист.
Мне кажется, что Вовчик... Я должен тебе о нем рассказать.
Режиссер.
Не надо.
Сценарист.
Иначе ты ничего не поймешь.
Режиссер.
Хорошо. Только кратко.
Сценарист.
Я познакомился с Вовчиком два года назад. Это был молодожен,
влюбленный в жену и новорожденного сына...
Режиссер.
Что у тебя за слог?.. Вот и пишешь так же.
Сценарист.
Если тебе кто-то скажет подобное? Что тогда?.. Полный разрыв? Или
кружкой по башке?
Режиссер.
Надоел мне твой Вовчик. Надоел. Давай работать.
Сценарист.
Думаю, что замешана женщина.
Режиссер.
Почему?
Сценарист.
Вовчик год как в разводе.
Режиссер.
Ага. Нагрузился лодкой, палаткой, друга прихватил и пошел
трахаться.
Сценарист.
Ты всегда, извини, предпочитаешь логику толпы. Это у вас
профессиональное.
Режиссер.
У кого - "у вас"?
Сценарист.
У режиссеров.
Режиссер.
Так. Ты не только не можешь писать, ты еще и думаешь как блядь.
Сценарист.
Объясни.
Режиссер. Только блядь может так обобщать. Все мужики -
скоты. Все режиссеры - тупицы.
Сценарист.
Хорошо сказал. Надо запомнить.
Режиссер. У меня была возможность выбора. Но я позвонил
тебе. Ни минуты не сомневался.
Сценарист.
И правильно сделал.
Режиссер.
А сейчас я думаю, что поспешил.
Сценарист. И не думай. Ты поступил верно. Хочешь,
объясню, почему?
Режиссер.
Не хочу.
Сценарист. Слушай. Любому другому сценаристу ты никогда
не сказал бы свой гениальный афоризм...
Режиссер.
Какой афоризм?
Сценарист. Про блядь. Ты бы подумал и решил не
говорить. А мне сказал. Ты мне говоришь все, что хочешь. А я для тебя
ст`ою, как обычный сценарист. Хотя для тебя я больше чем жена и
любовница. Так что считай, что ты мне ничего не говорил. Я тебя
прощаю.
Режиссер.
Ты меня прощаешь?
Сценарист.
Ну - не совсем. Какая-то царапина остается.
Режиссер.
ТЫ МЕНЯ прощаешь?!
Сценарист.
Они чихают.
Режиссер.
Что?!
Сценарист. Они чихают.
Пауза.
Режиссер.
Блеск! Как догадался?
Сценарист.
Простым ходом: пока они возятся, пока он с нее сдирает юбчонку, да и
трусишки ведь еще надо как-то ликвидировать? пыль, конечно,
столбом, он чихает, она чихает, здесь уже не до траха.
Режиссер.
Так! И..?
Сценарист.
Что - и?
Режиссер.
Дальше что?
Сценарист. Дальше?.. А что дальше? Дальше - полезли на
камеру из-под койки...
Режиссер. Молодец. Значит, с голой жопой на камеру.
Молодец. И какую задачу ты мне посоветуешь поставить перед
героиней? Обливаться слезами? Или продолжать чихать?
Сценарист.
Ты что, жанр поменял?
Режиссер.
Слушай, свое чувство юмора можешь засунуть себе в жопу!
Сценарист. Смотри, вернулись.
Вовчик и компьютерщик перелезают через изгородь и идут сквозь
ольшаник к времянке.
Режиссер.
Может, они на учете?
Сценарист.
Нам надо решить эту загадку. Ты видишь, стоило мне немного
разогреться и я вышел на чихание.
Режиссер.
Думаешь все-таки - женщина?
Сценарист. А ты представь: мужики с крутого бодуна,
ночь не спавши, решили с утра плыть на острова. Зачем? Что их там
ждет на островах?
Режиссер.
Они с удочками.
Сценарист. С удочками! Ну и что? Это безусловный
рефлекс! Если человек идет на озеро, он берет с собой удочку. Если
человек идет в лес, он берет с собой... что?
Режиссер.
Что?
Сценарист.
Если человек идет в лес, он берет с собой..?
Режиссер.
Корзину?
Сценарист.
Какую корзину? Еще ни грибов, ни ягод.
Режиссер.
А эти самые... как их... сморчки?
Сценарист.
Ты их видел хоть раз?
Режиссер.
Нет.
Сценарист. Неужели ты станешь брать корзину для грибов,
которых ты в глаза не видел?
Режиссер.
Я обычно беру полиэтиленовый пакет...
Сценарист.
И..?
Режиссер.
Что - и?
Сценарист.
И что еще?
Режиссер.
Сигареты.
Сценарист.
Да нет, специфическое, лесное!
Режиссер.
Карту?
Сценарист.
Какую карту? Ты что, в Сибири?
Режиссер.
Ну, не знаю... Ну, палку.
Сценарист.
Зачем палку?
Режиссер.
От собак. Ну и... траву раздвигать.
Сценарист.
Так палку-то ты в лесу можешь себе... ну?
Режиссер.
Найти?
Сценарист.
Да не найти, а...?
Режиссер.
Сломать?
Сценарист.
Да-а... Тяжелый случай.
Режиссер.
Хорошо. Что берет с собой в лес человек?
Сценарист. Нож!
Пауза.
Режиссер.
Верно. Ты думаешь, они пригласили женщину, а та не пошла?
Сценарист.
Двух!
Режиссер.
Откуда здесь две? Здесь все семейные.
Сценарист.
Раньше договорились, еще в городе, по телефону. Этот Вовчик богаче
нас с тобой. Он торгует недвижимостью.
Режиссер. Плевать на твоего Вовчика.
Сценарист. Тебе надо спокойно относиться к тому, что
кинорежиссеры сейчас бедствуют.
Режиссер.
Я не бедствую.
Сценарист. Хорошо. А я бедствую. Мне надо спокойно
относиться к тому, что какой-то Вовчик, который моложе меня в
два раза и неизвестен никому на свете, зарабатывает раз в десять
больше меня. Мне надо подвести под это какую-то базу.
Например,
залезть в бочку, как Диоген, и ждать, когда страна начнет выходить из
очередного безумия. Когда я смогу заработать не смешные хотя бы
деньги. Когда я сяду спокойно на веранде писать повесть или даже
роман вместо того, чтобы... Ладно, давай работать.
Режиссер.
"Вместо того чтобы..." Продолжай.
Сценарист.
Все. Пар вышел. Я готов к труду.
Режиссер. Значит, "вместо того, чтобы".
Понятно. А на хрена мне нужен такой соавтор, который работает "вместо
того, чтобы"?
Сценарист. Смотри, снова пошли. (Кричит.) Вы
куда, Вовчик?
Вовчик. На острова.
Вовчик и компьютерщик, все так же нагруженные, уходят по
дороге вверх.
Режиссер. Это ты впервые так откровенно. А я думаю,
почему у нас так все мучительно? Так все через силу. А это,
оказывается, "вместо того, чтобы".
Сценарист.
Они хохочут.
Режиссер.
Меня не интересует ни твой сосед, ни ты сам!
Сценарист. Ты не понял. ОНИ ХОХОЧУТ!
Пауза.
Режиссер.
Ты понял?.. Нет, ты понял?!
Сценарист.
Понял.
Режиссер.
Ну? Что скажешь?
Сценарист.
Класс.
Режиссер.
Вот. Они хохочут. У них камень с души. Они как дети.
Сценарист.
Но это слишком дорого обходится.
Режиссер.
Что?
Сценарист.
Взаимопонимание.
Режиссер.
Чье?
Сценарист.
Наше.
Режиссер.
Обычная цена.
Сценарист.
Нет, не обычная. Ты меня топчешь.
Режиссер.
Это нужно для дела.
Сценарист.
Ага. Для дела. Тогда почему по пятьдесят?
Режиссер.
Что - по пятьдесят?
Сценарист. Почему тебе, который топчет и в остальном в
паритете - пятьдесят, и мне, которого топчут и который должен быть
стилистом ранга Фолкнера, интуитивистом ранга Пикассо и супер
реалистом ранга Льва Толстого - тоже пятьдесят?
Пауза.
Режиссер.
Это оскорбление.
Сценарист. Ты сам меня оскорбляешь и называешь это
обычной ценой. Давай уж пятьдесят на пятьдесят.
Режиссер.
Ты не понял. Мне не нужно ничего придумывать. У меня кино в голове.
Это тебе надо придумывать диалоги и интригу. Тебе. Я тебя нанял.
Сценарист (кричит). Ты меня нанял?! Меня нанял -
вот, Вовчик меня нанал! И тебя Вовчик нанял! А ты присвоил его
функции!
Вовчик (перелезая вслед за компьютерщиком через
изгородь). Это вы мне?
Сценарист.
Нет! Это я так - фигурально! А куда вы все ходите?
Вовчик. На острова.
|