На "Опушку"



За грибами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИКТОР СОСНОРА
МАНЕК N ИЩЕТ ЗЕЛЕНУЮ ПАЛОЧКУ



              Перед пьесой

Пьеса - это полутора- или двухчасовой
отрезок времени, отделенный от
миллионолетней истории мира.

Эта пьеса -
возможно, что и не пьеса, а
                            представление,
                            декламация,
                            ситуация,
                            эпизод,
возможно, что и поэма
со сценическими заставками.

Эта пьеса - не действительность.
Действительность -
все равно за пьесой,
как бы пылко не пытались
протащить ее
разнообразные авторы на сцену,
а сцена - декламация,
а действительность -
                     в зале,
                     в кислороде,
                     в растительности,
                     в слезах,
                     в детях,
                     в недрах.

Эта пьеса -
один вдох и один выдох,
а действительность - миллионолетнее дыхание.

Эта пьеса - о черных воронах.
Я не против селекционеров,
скрещивающих черного ворона с голубым
попугаем или розовым индюком.
Пусть себе разгуливают по сцене
зеленые вороны с голубыми клювами
              и розовыми бородами.
И эти разгуливания - занятие занимательное.
Специально - только о черных воронах -
я написал эту пьесу.
Это не означает, что других птиц,
таких, как:
           вороны белые,
           жаворонки,
           воробьи
           и даже павлины -
                            не существует.
Просто им не удалось попасть
в эту пьесу.
Временно не удалось
и по ограниченности времени.
Повторяю:
          эта
              пьеса
                    не
                       действительность.
Это - фантастика из области
                     А МОЖЕТ БЫТЬ И ТАК.
А может быть и НАОБОРОТ.



      Наподобие ценных указаний

Для правильного развития действия пьесы
необходимы два занавеса.
Первый:
стальной (цельный стальной лист),
отвесно опускающийся на сцену.
На этом листе необходимо писать:
вначале -
опись и характерные особенности
деиствующих лиц,
позднее -
название очередного действия.
На этом листе необходимо нарисовать:
слева -
будильник, диаметром два метра с накладными стрелками.
Перед началом каждого действия будильник должен звонить.
Второй занавес:
не матерчатый, чтобы раздвигался, как двери автобуса.
Большинство декораций -
контуры зданий, столы, лестницы, кровати -
должны быть из арматуры,
похожей на "Детский конструктор".

Голос Диктора
должен раздаваться из глубины сцены,
чуть громче обычного человеческого голоса.

Все передвижения персонажей
должны быть ритмичны и не медленны.


      Опись и характерные особенности
             действующих лиц

 1. Манек N - манекен.
 2. Зеленая палочка - символ счастья человечества.
 3. Задира Быка - ЗАместитель ДИректора по БЫту и КАдрам.
 4. Боксер - кулаком пробивает человека насквозь.
 5. Молодежь - ох, уж эта молодежь!
 6. Следователь.
 7. Генерал.
 8. Ученый - выдающийся.
 9. Поэт - Юпп (псевдоним).
10. Органы печати.
11. Органы.
12. Ребенок - девочка.

Действия пьесы происходят на одной из планет
не нашей галактики.
Название планеты сам автор не сумел придумать.
Так и осталось - планета.


                ПРОЛОГ

         (традиционный музей)

Справа - темный лес.
Слева - мутная вода.
Прямо вход вниз, вроде вокзального входа в метро.
Одни экспонаты выбираются на поверхность сцены,
другие уже на сцене.
На вертикальных палочках таблички:
        "Экспонаты находятся под охраной планеты"
        "Не сорить словами"
        "По экспонатам не ходить"
        "На нас не плюют" и др.
Входят Молодежь, Строитель, все дети пьесы.

С т р о и т е л ь:
                   Вот Генерал.
Животное семейства саблезубых.

(Ребенок протягивает Генералу конфету.)

Деликатесов не употребляет.
Питанье:
минеральная вода.
Когда проголодается, то лижет
столовые ножи.
              А вот Задира
Быка.
     Он ту же должность выполняет.

З а д и р а  Б ы к а:
Не выполняю. Перевыполняю.

С т р о и т е л ь:
Вот следователь.
Он подозревает.

О д и н   р е б е н о к:
Людей подозреваете?

С л е д о в а т е л ь:
                      Людей
не разрешают мне подозревать.
Теперь зверей подозревать стараюсь.
К примеру:
знаете ли вы, что муха
является не мухой?

Д е т и (хором):
                Кем же?

С л е д о в а т е л ь:
                      Курой!
Но временно скрывается под мухой.
Ведь муху не зарежешь!
Не зажаришь!

М о л о д е ж ь:
А кто на подозрении сейчас?

С л е д о в а т е л ь:
Сейчас подозреваю поросенка.
Подозреваю:
           этот поросенок
совсем не поросенок, а -
                        комар!
Вы слышали, как он жужжит ночами
в свинарнике?

С т р о и т е л ь:
Понятно.
Вот ученый.

О д и н   р е б е н о к:
Какие выдвигаете ученья?

М о л о д е ж ь:
Как продвигаетесь? Как дело обстоит
со сдвигами?

У ч е н ы й:
                  На заданном этапе,
отрезке времени, так я хотел сказать,
я занят нижеследующей проблемой:
зачем мы роем почву тракторами?
Ведь существуют дождевые черви!..

С л е д о в а т е л ь:
Подозреваю:
           дождевые черви
не дождевые черви, а -
                      китайцы!

У ч е н ы й:
И если с миллиона самолетов
на землю сбросить триллион червей,
то эти черви почву разрыхлят
за два часа и двадцать три минуты.
Какая экономия машин!
Нефтепродуктов!
Человеко-дней!

С т р о и т е л ь:
А это Юпп.

Ю п п:
       Я тут совсем случайно!

По фактам биографии я - повар!
Я не поэт! Клянусь вам! Я - случайно!

З а д и р а  Б ы к а:
Нет, он поэт.
Пока что не вступил,
конечно, в возраст Штатной Единицы.
Какую он яичницу проделал
Сатирику!
         Какую драматургу
он произвел яичницу!
                    И Лирик
хвалил, что Юпп -
                 способно одарен.

Все наши сберегательные кассы
проводят каждый год "День Вдохновенья".
И даже на таком мероприятьи
Юпп выступил и произнес...
                          (признайся!)
он произнес:
            Э-ичница! -
                       не Я-
ичница,-
        Э-ичница!
                 (признайся!)
Какими корнями обладает Я-ичница?
Я - корень индивидуализма.
А Э-ичница - это приобретает
всенародное звучание!
Поэт он! Только вот стихов не пишет.
Гордость не позволяет.
Но формалист!

С л е д о в а т е л ь:
Поэт он?
Я и не подозревал.
Да и подозревать теперь не буду.
Поэт ты, Юпп!
             Типичный формалист!

(По заднему плану сцены, вдумчиво побалтывая
зеленой палочкой, марширует Манек N.
Манек N курит.)

У ч е н ы й:
Он чист, как прежде. Из международных
пороков
усвоены: курение и сон.
Он каждый день осваивает путь
к Сияющему и назад Холму.
Он, Манек N, у нас большой искатель,
все ищет,
         ищет новые пути
к Сияющему и назад Холму.

М о л о д е ж ь:
Ну, вот и ночь.
               Нейлоновые луны
восходят.
         Режиссер, над нами луны!
печальные лунатики планеты,
как ангелы,
           от зданья и до зданья,
по паутинкам медленно гуляют.
Их окликать по имени опасно...
Они, как безымянные герои,
по паутинкам медленно гуляют,
внимательно, влюбленно познавая
все запахи, созвучья все, соцветья...
Но только их познанья бесполезны.
Грохочет символический будильник!
Разбужен мир!
             Уже твой день, Строитель!

С т р о и т е л ь:
Закроем заповедник. Дремлет мир,
и даже экспонаты задремали.

(Подходит Манек N. Он улыбается.)

М а н е к  N:
Нет, это дремлет мир.
А мы не дремлем.



         Танец Белого Звездочета
          с Оптическим Прибором

Темных дел не совершайте.
Изживите их дотла.
Поскорее завершайте
ваши темные дела!

Темнота -
         она потоки
затемненных дел дала,
тем не менее
            в потемках
есть и светлые дела:

размышление.
            Влечение
к любви, в конце концов!
Ну, а если развлеченье,
то рекомендую -
               сон.

Постоянно берегитесь
габаритов и систем -
берегитесь перегибов,
совершенных в темноте.

Мой прибор бесперебойно
все снимает там и тут.
Я Оптическим Прибором
проявляю темноту.

Очень много фотографий
проявил я мира для,
и никто не одобряет
ваши темные дела!


         НАЧАЛО

Сцена и зал не освещены.
В центре занавеса, вверху,
как жаворонок висит ракета, обыкновенная,
висит и жужжит.
Потом замедленно падает на сцену.
Взрывается. Брызги.
При взрыве ракеты занавес раздвигается.
Справа:
Въезжает нос ракеты космической.
Прямо:
монументальное кожаное здание,
в точности повторяющее контуры кожаного кресла.
Окна мерцают.
Над зданием неоновая афиша:
"Созвездие Писателей".
Перед зданием Задира Быка.
Он в голубой тоге.
Его голова напоминает планету Сатурн,
только вместо кольца - венок из васильков.
Ноги босы. Ногти на ногах -
как у птицы Феникс.
Лицо Задиры Быка напоминает
лицо пожилой коровы,
переживающей мучительную личную драму.
Из кожаного кресла выплывают писатели.
Писатели однообразно сутулы
и разнообразно лысы.
Они строятся.

З а д и р а  Б ы к а:
Равняйсь! Смирно!

(Писатели привычно выполняют привычные команды.)

По порядку номеров рассчитайсь!

П е р в ы й  п и с а т е л ь (с готовностью):
Первый!

В т о р о й  п и с а т е л ь (сдержанно):
Второй.

Т р е т и й  п и с а т е л ь (очень сдержанно):
Третий...

Ч е т в е р т ы й  п и с а т е л ь (Юпп. Молчит).

З а д и р а  Б ы к а:
Вы что, до четырех считать не в силе?
Произнесите: чет-вертый.

Ч е т в е р т ы й  п и с а т е л ь (Юпп. Неуверенно):
Четвертый ли я?

З а д и р а  Б ы к а (утвердительно):
Ну! А какой же!

Ю п п (стесняется):
не знаю...
Ведь я - формалист...

З а д и р а  Б ы к а:
А что, формалист не может быть
четвертым?

Ю п п:
Не знаю...
Ведь у меня гордость...
не позволяет.

(Уходит на левый фланг, нашептывая
какие-то цифры.)

З а д и р а  Б ы к а:
Равняйсь! Смирно!
По порядку номеров рассчитайсь!

П е р в ы й  п и с а т е л ь (лихо):
Первый!

В т о р о й  п и с а т е л ь (мучительно):
Второй ли я?
Ведь сказать "второй" -
значит признать, что ты не из первых...

Ю п п (разоряется):
Я - из первых!
Я - подсчитал!
Это - я.

(Галдеж. Кое-где поднимаются кулаки.)

Г о л о с  Д и к т о р а:
Многовековой опыт мировой медицины
доказал, что писатели органически
не осваивают порядковые числительные.
На первый-второй рассчитайсь!

(Более или менее оживленная перекличка.)

З а д и р а  Б ы к а (загибая пальцы во время переклички):
Тринадцать. Все. Разойдись.

(Писатели рассаживаются вокруг космонавта,
как вокруг костра.)

К о с м о н а в т:
Прежде чем приступить к действию,
расскажу, что уже произошло.
Манек N сбежал из ателье.
Он принял решение осчастливить человечество -
добыть зеленую палочку.
Все зеленые палочки хранит Задира Быка
на Сияющем Холме.
Чтобы заполучить зеленую палочку,
необходима подпись Задиры Быка
на Обходном Листе.
Многочисленные юноши планеты
пытались добыть зеленую палочку,
но никому из них не удалось собрать
все подписи на Обходном Листе,
и Задира Быка рано или поздно
зачислял их в Штатные Единицы.
Манек N убегает из ателье
и выходит на сцену.

(Манек N выходит на сцену. Он в розовой
тоге и сам розовый, и волосы розовые,
и глаза.)

За Манеком N идет молодежь.

(Выходит молодежь. Она в грациозном
шелковом ватнике.)

З а д и р а  Б ы к а:
Наша молодежь не может итти
за манекеном.
Она же все время шла за Cтроителем.

К о с м о н а в т:
Она опять пойдет за строителем в конце пьесы.

В с е:
Ох, уж эта Молодежь!

П о э т е с с а:
Мужчина картавый - даже пикантно.
Мужчина же картонный...

М а н е к  N:
Заткнись, дура!

М о л о д е ж ь (капризно):
Как ты смеешь! Это я - дура!
Ведь меня ты так называешь!
Ну, скажи, что я - дура, а эта - нет!
                                     (накануне слез)

Г о л о с  Д и к т о р а:
Укомплектуйте ваши комплименты.
Не затягивайте действия,
космонавт, анкету.

К о с м о н а в т:
Для более рельефного выражения
идеи пьесы необходимо ответить
на некоторые вопросы.
Кто у вас осведомлен?

(Все указывают на Задиру Быка.)

Социальный строй планеты?

З а д и р а  Б ы к а (мнется):
А... у нас... нет строя.
Стройка у нас...
Построились - и на строительство!

К о с м о н а в т:
Национальная одежда планеты?

З а д и р а  Б ы к а (широко):
Ватник.

К о с м о н а в т:
Герб вашей планеты?

З а д и р а  Б ы к а (скромничает):
Это... я.

К о с м о н а в т:
Вы?
Учитывая и...

(показывает на когти, как у птицы Феникс).

З а д и р а  Б ы к а:
Да, и...
Это я... да.

К о с м о н а в т:
Флаг вашей планеты?

З а д и р а  Б ы к а (сконфуженный окончательно):
Это тоже - я.

К о с м о н а в т:
Понятно.
А как же вас поднимают и опускают?

З а д и р а  Б ы к а:
А... меня...
Только поднимают.

К о с м о н а в т:
Как же вы развеваетесь?

З а д и р а  Б ы к а (обремененно):
Приходится.
Так вот и развеваюсь целыми днями.
Сам развеваюсь,
а планету развиваю, по совместительству.

К о с м о н а в т:
Гимн - тоже вы, конечно?

З а д и р а  Б ы к а:
Стройся!
Смирно!
Гимн!

           ГИМН ВАТНИКУ

Ват-           У-               Нам
ник            ра,              пла-
сю-            пи-              ны,
да,            жон,             текст,
ват-           да-              чис-
ник            вай              ла,-
ту-            вот-             оплот,-
да,            кни              не
для            па-              по-
пе-            лец              до-
ре-            в нозд-          рвать
дряг           рю               ни-
ват-           та-              кем!
ник!           лант-            На пла-
Для            ли               не-
мир-           во!              те
но-            С ут-            счаст-
го             ра               ли-
тру-           про-             вец
да             же-              тот,
и              вы-              рож-
для            вай              ден-
вой-           ват-             ный
ны!            ник,             в ват-
Ват-           а                ни
ник!           ду-              ке!
               май,
               что
               те-
               ля-
               ти-
               на!

(Кто-то выкрикивает: Слава Ватнику!
Все: Сла - а - а - а - а - ва!
     Сла - а - а - а - а - ва!
     Сла - а - а - а - а - ва!)


            РАССЛЕДОВАНИЕ

Следователь сидит за столом.
У него седые виски,
проницательные голубые глаза.
Выражение глаз - принципиальное.
Следователь плюет в потолок.
К потолку прикреплена мишень
для стрельбы из духового ружья.
В эту мишень он и плюет.
Поплевав некоторое время,
следователь записывает число выплеванных
из энного числа плевков.
Чтобы никто не заподозрил,
что следователь - это следователь,
на фуражке следователя начертано:
"Сле-до-ва-тель".

М о н о л о г  с л е д о в а т е л я:

Практически покажется - плюю.
Официально:
           тренирую глаз,
а также репетиция для слуха.
Куда спланировали, вы, плевок?
Куда, парашютист, вы приземлились?
Ага:
    в районе двери,
                   выше ручки
на два и две десятых сантиметра.

Перелистаем дело Манекена.

Да, дело дрянь,
загадочное дело.

Был манекен.
Стоял он на витрине.
Раз на витрине -
                то на высоте.
Стоял он,
         проявляя трудолюбье
и стойкость проявляя,
                     он стоял.

И чуткости достаточную дозу
от Штатных Единиц из ателье
имел он.
        Ежедневно протирали
его духовный облик полотенцем.

Так из каких моральных предпосылок,
какой моральный кодекс взяв в основу,
сбежал он?
          Да и как его осудишь?
В свободное ведь от работы время
сбежал!
       Зачем?
             Чтоб осчастливить всех?
Но ведь известно, что Быка Задира
сидящий на Сияющем Холме,
всех рано или поздно осчастливит.

Но Манек N сбежал.
                   И неизбежно
его необходимо заподозрить.

Но в чем?
Что он совсем не манекен,
а кто?
      Ну, предположим...
                        подполковник...
Нет,
Манек N пусть будет манекеном.
Но как составить нужную кривую
его передвиженья по планете?
Он -
целеустремленный манекен?
Или -
маньяк с картонной головой?

Ведь в данном милом мире пешеходов,
ведь в данном милом мире -
                          каждый пятый
с картонной головой.
                    И в каждом пятом
заложены задатки манекена.
И, может быть,
              живые манекены
опаснее,
        чем те,
               из ателье.
Ведь Манек N беспол.
                    А манекены
живые -
       бесконечно не бесполы.
Они подвержены деторожденью.

В исходе:
         вылетают карапузы,
ускоренные курсы детства кончив
досрочно,
         вылетают карапузы
ордой картонных бабочек-капустниц
на огороды людоедства.
                      Цокот
картонных поцелуев!
                   Цокот фраз
картонных!
          И картонные ручонки
прилежно раздвигая кулаки,
которые все в мускулах,
                       прилежно
воспроизводят гимны из картона,
вступая в возраст Штатной Единицы
повыше на Сияющем Холме.

Как в данном милом мире пешеходов
разыщешь манекена?
                  Как?
                      Стучать
по головам?
           которая картонна?
Ого!
    Попробуй -
              стукни раз -
                          такое
поднимется стучанье по планете!

Загадочное дело.
Дело - дрянь.


     Танец девочки с деревянной бабочкой

Я девочка, я с бантиком,
я с баночкой конфет,
я с деревянной бабочкой
играю восемь лет.

Ах, бабочка из дерева!
Я на тебя дышу:
ну сделайся всамделишней,
прошу тебя, прошу.

Хоть голубой, хоть розовой,
хоть белой, как пожар.

Все звери, как положено,
щебечут и жужжат.

Вот муравей -
             работает,
хоть маленький чуть-чуть,
у ворона от хохота
дрожит чугунный чуб!

Как пирожок поджаристый,
ползет румяный клоп.

Ну, бабочка,
            пожалуйста:
хлоп-хлоп,
          хлоп-хлоп,
                    хлоп-хлоп!


(Занавес раздвигает Задира Быка.)

З а д и р а  Б ы к а:
Кто это здесь проявляет
              организаторскую способность?
Что это за
          индивидуальный ансамбль
                         песни и пляски?
Ты композитором вырасти хочешь
                по собственной инициативе?
Думаешь:
        песенка нравится публике -
                         значит опубликуют?

Д е в о ч к а:
Дурак ты, Задира Быка!
Отойди вбок, маразматик,
дай осуществить ребенку счастливое детство.

З а д и р а  Б ы к а (ошеломлен):
Этот ребенок впал в детство.
Какой непоследовательный ребенок.
Удивительно непосредственное применение
свободных слов.


              СОЛДАТИАДА

Детская комната в доме Генерала.
Цементный пол.
Из арматуры - четыре двухэтажные койки.
На каждой койке - бирка.
Слева - пирамидка с деревянными автоматами
        и столовыми ножами.
Справа - тумбочка. На тумбочке - телефон.
         У тумбочки табуретка.
         на табуретке мальчик. Лет шести.
         Мальчик в ватнике с погончиками.
         На ремне, на шпагатике -
         столовый ножик.
         Мальчик спит.
Входит Генерал.
Он тоже в ватнике.
На плечах: золотые параллелограммы,
           с них свисают многочисленные
           звезды.
Генерал тормошит мальчика.
Мальчик не шевелится.
Он спит.

Г е н е р а л:
Довольно основательно уснул.

Г о л о с  Д и к т о р а:
Генерал, не разговаривайте белым стихом.
Вы обязаны разговаривать своими словами.

Г е н е р а л:
СВОИМИ словами?

Г о л о с  Д и к т о р а:
Тогда разговаривайте жестами,
а я догадаюсь о чем
и озвучу жесты.
Так будет реалистичнее.

(На протяжении всего действия Генерал
только жестикулирует.
За него разговаривает Голос Диктора.)

Г е н е р а л (укоризненно):
Трудно стало наказывать.
Большое число чинов.
Ефрейтор ворчит на сержанта,
сержант на офицера,
офицер на генерала.
Чаще в душе  ворчат,
но ворчат!

(Голос Диктора звучит слишком громко,
дети вскакивают, как при команде
"Подъем".
Генерал машет рукой в смысле:
-Еще не подъем, спите,-
дети ложатся.)

Хорошо бы ввести на планете
единую систему чинов:
рядовые и  генералы.
Приказ начальника - закон для подчиненного!
Нет, плохо!
Ведь стимул службы!
Стимул повышения?

(Голос Диктора звучит слишком громко.
Сцена с подъемом повторяется.)

Повысится звание -
материальный уровень повысится?
Духовный уровень повысится? -
необозримо в воображении.

(Смотрит на часы.)

Рядовые, подъем!

(Дети вскакивают, одеваются, кидаются
к пирамидке, расхватывают деревянные
автоматы и ножи. Все дети острижены
наголо, как сабли.
Генерал спавшему мальчику приказывает)

Дневальный! Два шага вперед!
Расскажите обязанности дневального!

(Мальчик раскрывает рот.
Из глубины сцены - мотив колыбельной)

Правильно.
Дневальный, приказываю вам!

С п а в ш и й  м а л ь ч и к:
Что приказываешь?

Г е н е р а л:
Не рассуждать!
Приказываю - и все!
Выполняйте приказ!

(Мальчик резво куда-то бежит)

До завтрака всем вырезать
по одному автомату. Вольно! Разойдись!

П е р в а я  д е в о ч к а:
Папа, у нас и так уже
штук тыща автоматов!

Г е н е р а л:
Мало!
Мы обязаны вооружаться каждую секунду.

В т о р а я  д е в о ч к а:
Папа, но ведь автоматы деревянные,
они - не стреляют!

Г е н е р а л:
И палка один раз в сто лет стреляет.
А если мы изготовим 36500 автоматов,
каждый день из одного из них
можно будет стрелять,
а если 365000 - из десяти!

П е р в ы й  м а л ь ч и к:
Папа, я хочу конфету!

Г е н е р а л:
Что, тебе благосостояния не хватает?

В т о р о й  м а л ь ч и к:
Благосостояния-то хватает,
но хорошо бы, знаешь, папа, конфету.

Г е н е р а л:
Конфету захотел!
Известно ли тебе, что за то время,
за которое ты будешь разжевывать конфету,
враг сделает автомат!

Т р е т ь я  д е в о ч к а:
Пусть и враг съест за это время конфету.

Г е н е р а л:
Враг не ест конфет.

Четвертая девочка
и третий мальчик:
А чем занимается враг?

Г е н е р а л:
Враг - враждует.

Д е т и (хором):
Понятно.

Ч е т в е р т ы й  м а л ь ч и к:
Папа, расскажи нам сказочку,
как ты стал генералом?

Г е н е р а л (подозрительно):
Это - чтобы не делать автоматы?

Д е т и (хором):
Что ты, папа,
эта сказочка имеет для нас
познавательное значение!

(Во время рассказа гаснет свет.
На экране проектируется:
Маршируют десять рядов знаменосцев,
десять рядов барабанщиков,
десять рядов горнистов,
несколько солдат с деревянными автоматами
и столовыми ножами, и в одном сапоге.
Летят снаряды и пули.
Они замедленно облетают колонну)

Г е н е р а л:
Началась война!
Мы сплотились!
Мы двинулись!
Мы проявили массовый героизм!
Наше знамя - развевалось!

(На экране: за вершину древка держится
двумя руками Задира Быка и горизонтально
развевается.
Свет загорается)

Д е т и (хором):
Эта сказочка имеет для нас
большое воспитательное значение.

Г е н е р а л:
Приготовиться к завтраку.

(Дети переворачивают кровати. Получается стол.
Дети строятся у дверей и с барабанным боем
подмаршировывают к столу.
Мелодия "Гимна Ватнику")

Головные уборы снять! Садись!

(Кто-то не снял головной убор)

Головные уборы надеть! Встать!
Головные уборы снять! Садись.

(Кто-то не сел)

Головные уборы надеть! Встать!
Головные уборы снять! Садись.
(Генерал встает во главе стола.
Он черпаком что-то размешивает
в бачке. Потом поднимает полный
черпак и чайной ложечкой из черпака
разливает по мискам детей.
Сам ест черпаком из бачка.
Входит жена Генерала.
Ей лет 25.
И дочь Генерала.
Ей лет 40.)

Д о ч ь  Г е н е р а л а:
Жена Генерала передала мне
Обходной Лист от какого-то Манека N.
Подпиши, Отец.

Г е н е р а л (в сторону):
Манек N...
Из какой-нибудь N-ской части...
Хорошо бы ввести вместо фамилий N.

(дочери)

Почему ты называешь свою маму
Жена Генерала?
Скажи: МА - МА.

Д о ч ь  Г е н е р а л а:
Ма - ма - ма - ма - ма - ма - ма!

Г е н е р а л:
Головные уборы надеть! Встать!

Д о ч ь  и  Ж е н а  Г е н е р а л а:
Спасибо тебе, Генерал,
что ты съел наш завтрак!

Д е т и:
Спасибо тебе, папа,
за наше счастливое детство!


     Танец Человека с пружиной под мышкой

Не сказку-пряник
о сером волке
хочу пропеть вам.

Сегодня праздник
с цистерной водки,
с кольчужным перцем,
с консервной банкой
неминучей:

- У деда с бабкой
родился внучек! -

Средь папок,
паники работы
был парень паинька отборный.
Не слаб, как слава
творца при жизни.
Под мышкой правой
росла пружина!
Пружина -
         ужас! -
металла стали!

- Бывает хуже,-
               сказали старцы,
но не заплачешь же
в полотенце.
Давай выращивать
младенца.

Двор детства полон
футбольных матчей,
но был футболом
не болен мальчик.
Нет, чтобы юркнуть
в речные блики -
хватал за юбку
родных и близких,
хватал он крупно,
шелка коверкал,
держался -
          ух как!
Тянула руку пружина кверху -
тянула к юбке!

Менялись шапки,
линяла вата...

Он рос не шатко
и не валко,
не впрямь, ни криво
не шкаф, ни шкодник.

Настал период
учебы школьной.

Кто разгадает,
класс что спрягает
кто разгильдяям
сует шпаргалки...

Сказать помягче:
класс учит хрупко.

И только мальчик
все тянет руку -
все -
     в учрежденьях
самодельных,
и в самых высших
заведеньях.
Рука исправна!
Пружина -
         ох, как!
Его избрали
в огромный орган!
А после -
         в орган
еще огромней,
где много-много
деяний громких.
Где всем обширно
угрожают...

И вот пружина
совсем разжалась.
Он ходит
        с поднятой рукою,
как будто хочет
               сорвать планеты.
И изреченья его рокочут
и поминутно пламенеют.

Но будет что же -
                 ведь годы к ногтю! -
когда он все же -
                 как все -
загнется?

Сыграют нудно,
оденут ало,
и вновь непонятость,
                    расколы...
Кому он нужен
на пьедестале
вдобавок -
          с поднятой рукою!

          -------

Мне жалко детку...
Ведь так старался!
Какой был Деятель,
Соратник!

        Мечты

Г о л о с  Д и к т о р а:
Подписав Обходной Лист у Генерала,
Манек N прибыл в кабинет Ученого.
Диалог между Генералом и Ученым
был настолько содержателен,
что сдержанный автор
не отважился воспроизвести оный диалог
перед зрителем.
Вместо оного диалога
автор воспроизводит Монолог Молодежи,
который худо воспринимает и сам автор,
но Молодежь решительно отказалась
вычеркнуть оный монолог из пьесы.
Кабинет Ученого.
Кругом разноформенные зеркала.
Вместо паркета пол выложен зеркальными
плитками.
Ученый ползает на коленках по плиткам,
рассматривая в каждой плитке
свое отображение.

М о н о л о г  М о л о д е ж и:
Зеркала!
        Как зеркальные карпы, плывут зеркала,
плавники их плавны.
Хладнокровно, как танки,
                        улыбаются зеркала
голубыми губами.

Ах, величье!
Вали на величье, ученый,
вечную окаменелость извилин
и окаменелость желудка! -

Зеркала отразят,
что твоя величавая личность
в лучшем случае - это личина,
что лицо твое не менее морщинисто,
чем лицо жабы.

(Ученый достает альбом с фотографиями)

Пролистай фотографии.
Фотографии - тоже зеркала,
                   только из фотокартона.
На фотографиях:
               фотокартонные деревья,
               фотокартонные животные,
               фотокартонные извилины лица и мозга -
отображены конкретно
и навсегда отглянцованы.

И не надо стучать кулаком по зеркалам.
Зеркало - не стол,
с него не потребуешь.
И не надо угрожать зеркалам.
Зеркалам грозит
               разве что шаровая молния,
но шаровая молния -
редчайшее явление природы.

Зеркала закалены!


        Последняя часть монолога Ученого

Трудно ученому-новатору.
Как добиться, чтобы все обычное
стало необычным?

Как добиться,
             чтобы рак на горе свистнул,
             а щука запела?
Рак тогда заменил бы милиционеров,
а щука - теноров Оперного Театра.
Сколько бы освободилось людей
для строительства Нового Здания!

Сахар снова сегодня сластил.
                            Было больно
наблюдать,
          как идут на работу люди,
разгибая и сгибая ноги в коленках.
А ведь ноги намного сильнее, чем руки по мускулатуре.

Как добиться,
             чтобы люди ходили на бровях,
             или на глазных яблоках,
освободив таким образом ноги
для строительства Нового Здания?


         Алкоголиада

Во всю сцену прямоугольный стол из
арматуры. Стол богато оформлен.
Входят все действующие лица пьесы,
исключая детей.
Входит Алка Голик -
делегат от общества.
Все готовятся выпить.

А л к а  Г о л и к (орет):
Для проведения события
предлагаю избрать Директора Стола.
От нашего общества выдвигаю кандидатуру:
Задира Быка!
            (аплодисменты)
Кто против?
            (нет против)
Единогласно.
            (Бурные аплодисменты.
             Поднимает руку Задира Быка)

З а д и р а  Б ы к а:
Я - против.
            (натянутое безмолвие)

А л к а  Г о л и к:
Вы... кого же... выдвигаете?

З а д и р а  Б ы к а:
Я выдвигаю кандидатуру Задиры Быка.

            (натянутое безмолвие)

А л к а  Г о л и к:
Значит, Вы - не против?

З а д и р а  Б ы к а:
Я не против кандидатуры,
но решительно против
громогласных интонаций ее выдвижения.
           (Бурные, долго не смолкающие
            аплодисменты, переходящие
            в овацию.
            Все встают.
            Слышатся возгласы.
            Все готовятся выпить)

(Входит Манек N.
За ним Следователь. На некотором расстоянии.
Он старательно копирует движения манекена.
Он выслеживает манекена)

С л е д о в а т е л ь (манекену):
Извините, вы не имели в прошлом шрама?
К примеру, возле носа?

М а н е к  N:
Нет, не помню.

С л е д о в а т е л ь:
А как вы относитесь к шпионажу?

М а н е к  N:
Да отношусь, как отношусь.
А вы что, шпион?

С л е д о в а т е л ь:
Да, я шпион.
А вы - диверсант?

М а н е к  N:
Да, я - диверсант.

С л е д о в а т е л ь:
Очень приятно.
              (пожимают руки)
А правда, Задира Быка - скотина?

З а д и р а  Б ы к а:
Кажется, меня кто-то охарактеризовал?

У ч е н ы й:
Следователь утверждает, что Вы - скотина.

З а д и р а  Б ы к а:
Что ж!
Мы все имеем право применять
свободные слова.
Значит я и есть - скотина.
А так как вы избрали скотину,
то и вы все - скоты!
Эй, скот Первый Писатель -
                          мычи!

П е р в ы й  п и с а т е л ь:
Поднимаю голос протеста!
За что вы меня обличаете?
Применять свободные слова -
значит свободно поощрять.

С л е д о в а т е л ь:
Подозреваю:
Ученый составил ошибочное мнение
о моих словах.
Я сказал, что Задира Быка -
с картины,
напрмер, с картины нашего общепризнанного
художника, понятого всеми.

Г е н е р а л (не выдержав):
Приготовиться к событию!

                    (откупоривает бутылки.
                     Все готовятся выпить)

А л к а  Г о л и к:
У кого душа нараспашку?
                    (Все поднимают руки)
Раз у всех душа нараспашку,
означает:
все мы люди открытые.
И голосование должно быть открытым.
Кто против?
           (нет против)
Единогласно.

(Поднимает руку Задира Быка)

З а д и р а  Б ы к а:
Я - против.

С л е д о в а т е л ь (манекену):
Хорошо бы нарушить общественный порядок.

М а н е к  N:
А вы что - нарушитель?

С л е д о в а т е л ь (живо):
Да, я нарушитель. А вы - рецидивист?

М а н е к  N:
Да, я рецидивист.
                 (выходит)

С л е д о в а т е л ь:
Очень приятно.
              (тянется пожать руку)

З а д и р а  Б ы к а (всем):
Я вас уверяю, что устраивать
открытое голосование -
                      нецелесообразно.
Ведь существуют тайные движения души.
От этих движений и необходимо исходить
голосуя.

А л к а  Г о л и к:
Занести в списки только одну кандидатуру?

З а д и р а  Б ы к а:
Две - уже колебания.
Одна - неколебимо.

Ю п п:
Выдать карандаш, чтобы смогли
вычеркивать.

З а д и р а  Б ы к а:
Нет, карандаши выдавать не надо.

В с е (хором):
А как же вычеркивать?

З а д и р а  Б ы к а:
Если кто желает вычеркнуть -
пусть вычеркивает из своего сердца,
а бюллетень - это документ,
его марать несолидно.

(Входит Манек N. Он несет ящик
зеленых палочек)

Н е с к о л ь к о  п и с а т е л е й:
Выпьем за нашего юбиляра.
Он добыл Зеленые Палочки.
                   (Аплодисменты. Все поспешно
                    хватают рюмки. Все собира-
                    ются выпить)

З а д и р а  Б ы к а:
Позвольте мне маленько
кое-что произнести.
                   (Насчет выпить - безнадежность.
                    Манек N раздает Зеленые
                    Палочки. Задира Быка открывает
                    рот и жестикулирует. За сценой
                    торжественная музыка.
                    Так и не выпили.)


          ЭПИЛОГ

Длинный чугунный фонарь.
До потолка сцены.
Фонарь похож на горло и разграфлен.
Снизу кто-то, вроде ангела,
во всяком случае с крыльями,
поднимает луну, как флаг, на шпагате.
Когда луна поднимается
до двух третей фонаря,
в глубине сцены освещается Манек N.
Длинная вереница персонажей,
участвующих и не участвующих в действии,
приносят обратно зеленые палочки
и втыкают их в ящик.
Никто не знает, как ими пользоваться,
а многие - опасаются.
В общем-то, если бы они сами добыли
Зеленую Палочку, может быть все было бы
и не так.
Но сейчас они понуро
возвращают символ счастья,
даже Задира Быка.
А в центре сцены веселится
хор и хоровод старух
вокруг громадного помойного ведра.
Они поют приблизительно такую песню.

         Молодое весло
         по морю, по морю,
         а нам и так весело
         с ведром помойным.

         Нас легко обременить
         парочкой селедок,
         но не легко обманить
         палочкой зеленой.

1961 г.