СЕРГЕЙ СПИРИХИН ВОЗМОЖНО, БЕККЕТ (Новые Тупые в изложении С.Спирихина)
••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
То, что Новые Тупые возникли в
Борее (прямо за столиком среди дыма гениальности) в этом нет ничего
странного, было бы странно, если б в той разогретой до точки
перегрева атмосфере чего-нибудь не завелось. В этом смысле нет
ничего опаснее, чем философско-художественно-поэтическая публика,
отдыхающая от свершений. Сверчок в таком месте начнет представляться
артистом. Мышь зафилософствует.
••••••••••
Мы сидели под июньским ливнем
внутри грибка, я читал Флягину записки из Ташкента. Через неделю под
таким же дождем мы будем под вспышки фотоаппаратов насиловать и этот
детский грибок, и кучи хвороста, и окружающие деревья. Это будет
воскресным утром на фоне минимальной старушки с собакой. Я читал о
смерти – Ингиной матери. Флягин расчувствовался, проявил
сострадание в сторону сокрушимоста бытия.
– Все так и было?
– Да, даже муха во рту.
А
потом мы пошли насиловать памятники современности и старины. Есть
разные мнения на этот счет. Панин настаивает, что это петтинг.
Флягин склонен считать нашу акцию неразделенной любовью ( он был в
связи со столбом, к которому привязывали в былые времена лошадь /
Максимка назвал а тот проект Тупым Гиперсексом. Анна Матвеева
определила жанр как "новая искренность".
Акция Взаимного оплодотворения (
Большого оплодотворения, мимолетного насилия, Концептуального
приставая / длилась три дня. Мы ходили по центру и высматривали
достойные насилия, соблазнительные и фотогеничные элементы
экстерьера. Это мог быть мусорный контейнер или почтовый ящик в
темном подъезде. Водосточная труба с объявлением "инвалид купит
руку или ногу". Есть фотография, где мы облепили мост на
Некрасова. Целая серия, где мы возимся с тяжелыми отпилами парковых
кленов ( лип /. Ступеньки дворца. Заигрывание с кустами. Насилование
вcем телом Флягина, взятом поперёк, красивой кирпичной стены с
отверстием для прохода кошек. Изнурительный половой акт с дыркой в
набережной Фонтанки, до которой еще нужно было добраться через
водоросли. Дорожные указатели. Клумбы с геранью. Двор-колодец с
искрами сварочного аппарата вместе со сварщиком в маске.
Конструктивистские железные лестницы. Отверстия в люках и решетках.
Половодье чувств! В Ахматовском садике, (по которому она ходила) был
снят непристойно-зажигательный звуковой фильм под названием
"Землеебы". Утреннее солнце, охристо-медово-зеленоватая
гамма, Панин, Флягин и я копаем веточками эротообразные лунки и щели
в достаточном количестве, отбрасываем в траву все лишнее, вставляем
еще не разогретые члены в эти холодные норки – дальше, кто на
свой вкус, кто по учебнику (если есть такой учебник).
Если можно в концепто-акционизме
говорить о чувствах, то здесь возникает чувство несоразмерной
несообразности, необъятности и неожиданной отзывчивости и
коммуникации. Градус веселого возбуждения нарастает. После
Ахматовского садика наш дух был уже сильно приподнят над землей.
Многое изменилось. Мы стали острее чувствовать. А с чего все
началось?
Как всегда – с Флягина,
который как-то летом, утомленный, решил соснуть пять минут на стволе
дерева, обвив его руками-ногами, как обезьяна, чтобы не упасть. Во
сне он как-то непроизвольно начал делать фрикции, чем и насмешил.
Только через год, сидя на лавочках с художниками из Владивостока и
делясь анекдотами из внутреннего опыта, этот смешной образ получил
ранг многообещающего перформатированного акта (проекта), не сходя с
лавочек, организованного и профинансированного Максимкой. Анна
Матвеева не пожалела для такого дела названия, к месту вспомнив
Сорокина. Московский и питерский фотографы посоревновались в поисках
точек съемки. И нежный волнующий шедевр о воспитании/порче чувств
был готов. Там действительно есть как красивые, так и порочные
кадры. Но не в смысле эстетики, т. к. эстетизм Новым тупым
совершенно чужд.
Это
как бы сущностно порочно (или метафизически прекрасно) представлять
собою конченного землееба, древоеба, железякоеба.
•
Да,
это большой вопрос: был ли у Новых Тупых отчетливый, переводимый в
категории эстетики, стиль.
Безусловно.
Но
корни его не в западноевропейской классической эстетике.
А
в культуре восточного монашества и единоборств.
В
карате (пустая рука) наряду с классическим стилями существовал,
например, стиль "богомола", где удары сыпались по
нечеловеческим траекториям, или стиль "кобры", стиль
"ветряной мельницы". Психологически действенным и
непредсказуемым считался стиль "пьяного", нагонявший на
противника сколько страха, столько и смеха. "Пьяные", по
свидетельству современника, «никогда не проигрывали, но также
не было такого случая, чтобы они одержали победу!» Надо ли это
так понимать, что с "пьяными" никто не хотел связываться,
или, уничтожая сам рисунок танца и как бы духовное воинственное его
содержание, они приводили схватку к самоотрицанию в том смысле, что
"пойдем-ка лучше выпьем, дружище, пофилософствуем над поэзией
войны!"
Именно этот "пьяный стиль"
и был на вооружении Тупых в их всегда остроумно-забавных
выступлениях. Это было главным стилистическим оружием в нашей
художественной стратегии.
•••
"Мы победили саму Победу",
писал Флягин в своем пьяном манифесте. Мы победили прицел! "да,
здравствуют все твари!" "Поэтому я поздравляю Вас с этой
воистину великой победой над не менее великой непобедимостью. Да,
именно, победой над непобедимостью. Всех нас переполняет невероятное
чувство по поводу свершившегося. Мы одержали победу над
непобедимостью! (какие страстные повторы!). Мы победили ничто. Мы
наступили нашим босым лаптем на горло, на миллионы горл смыслов и
бессмыслов (прекрасно!) Теперь солнце по нашему усмотрению восходят
и заходит по воле и не по воле (видите, что этот стиль невозможно
поймать за шиворот и прижать в угол!) победителей над
бессмысленностью смыслов и смыслом бессмысленности. Всеобщее
ликование. Слезы ликования на наших осмысленных бессмыслицей лицах.
Ничто не может теперь омрачить наш праздник, мы пьяны без вина!»
•••
Это только на первый взгляд всё
это галиматья и бормотание. Это, как говорится, на самом деле
манифест. Истинную (собственно) галиматью и бормотание мы часто
практиковали, так сказать, для самоусовершенствования. Закрыв глаза
и ничего не осознавая, мы отдавались неконтролируемому потоку речи
по 6, по 8, по 12 часов, не вставая из-за столика Борея. Вернее, не
речи, а потоку мычания. Это были репетиции для приветственного слова
при открытии выставок. Чтобы зрители не думали, что они вправе
судить о нас, исходя из собственных представлений, ложных и глупых,
мы опережали их суждения изысканно и капризно сконструированным
критико-параноидальным комментарием-введением, где в
притчево-эссеистической форме подавался пример способа мышления
адекватный нашему направлению. Иногда мы просто зачитывали куски из
полюбившихся философов: "Но есть еще очарованье: Глаза,
опущенные ниц, И, сквозь опущенных ресниц, Угрюмый, тусклый огонь
желанья. " «Что, значит, мыслить? Мыслим ли мы, когда
говорим, или все еще на пороге мышления?» Иногда текст имелся
вообще для всего выступления и рисунок перформанса был озвучен
изнутри.
• • •
«Главное
– решимость».
Это
единственное, что требуется от любителя прыгать с парашютом,
особенно, от такого любителя, как я.
Моя
мнительность, мои вечные сомнения, моя беспринципность и дар
несовершенства сделали из меня жалкую личность: мастера, не
способного ни на что. Я перестал ждать от себя нежданного. Я утратил
волю к произведению. Прошли годы. Задумчивость моя прошла. Этим
летом я решил прыгнуть с парашютом. Сделать шпрунг. Я никогда не
прыгал с парашютом. Я страшусь знака воздуха. Предметы, летающие по
воздуху, всегда подозрительны ко мне и враждебны. Меня тошнит от
одной идеи вертикального мироисчисления. … Но найти основание
в безосновности, как советовал Жан-Люк Нанси, обнаружить себя как
летящую катастрофу, как пустое вот вот.
Ты выпрыгиваешь в прекрасную
безосновность с мешком за спиной. Самолет быстро удаляется. Ты
оставлен, ты предан. Чувство брошености, непоправимости и огромного
горя.
Здесь главное – не кричать и
не размахивать ногами, а, широко открыв глаза, лететь осмысленным
камнем вниз.
И
все летит: лето, лета, Лорелея, Фемиды, Фелицы, почва, трезубцы,
летит само "летит" как сама тетива.
"Парашютист, услышал я
голос, должен быть легким и непорочным как китаец!"
– и ты висишь.
Ты паришь на подмышках. Подмышки
место эротичное и щекотливое. Они смешливые, в завитушках. Парить на
смешливых подмышках – в этом есть что-то юмористическое.
Какое-то лепетание над бездной. Такая детская, вызывающая умиление,
недоразвитость. Буква "ю" говорит о многом. Это фокус,
отводящее взгляд престидижитаторство.
По этой причине я отказался от
прыжка.
Мне нужно быть тонким в
придумывании, осторожным в свершениях. (Ведь мой парашют могло бы
снести в лес, и я напрыгнул бы сверху на мирного путешественника).
И я опять остаюсь со своим
ничто, что опаснее, чем заступание за борт, эротичнее, чем
бесконечное падение, и прочнее, чем распахнутый парашют!
Этот
антропософский перформанс назывался "Сделай шпрунг" с
лирическим посвящением Мартину Хайдеггеру, подтолкнувшему
на это.
Философская публика с пониманием
отнеслась к эксперименту, оценив его взволнованно-ироническую
искренность и балетную слаженность сомнамбулически абсурдных
действий, езду на стрекочущем велосипеде, поджигание строп. Это есть
на видео. Белые борейские стены, передвижение словно вброшенных в
выбеленную идеальность заторможенно-расторможенных фигур. Но это
были, так сказать, рудименты логоцентризма, поэтические украшения.
На фоне нешуточного интеллектуализма 90-х, благодаря и вопреки ему,
Новые тупые выступали в качестве темного антиинтеллектуального
новообразования, как возможный конечный пункт всякого осмысленного
высказывания, критического нарратива, философствуя лукаво, мы
порождали ступор мысли и являли паралич речи. Мы сводили тупое к
топосу и выводили топосы из тупосов. С переменные успехом.
•
На выставке Белкина мы показали
"Едоков картофеля". Я ел картошку через простыню и никак
не мог наесться, Флягин лежал под cтулом с вишнями в животе, но
никто не мог понять, что в это время в его животе находятся вишни.
Это было мучительно. Он показывал на живот и стонал. Тогда Панин
нарисовал на его животе красные кружочки, и Флягин показывал эти
кружочки зрителям: "они были такие красивые, такие безумно
красные, теперь их нет, ни для кого нет, они пропали, я их
уничтожил, убейте меня, как белку".
Тогда-то Панин и уговорил Козина
участвовать в дальнейших представлениях. Козин сказал: «Только,
можно, я не буду кривляться?»
•
"За акцией, если она
художественна, остается одно неотъемлемое свойство дарить смещение
норм реактивности и показывать относительность "естественных"
форм самовыражения. Как только зритель вовлекается в действие, он
сразу же попадает в зону провокации свободного жеста (который есть
ни что иное, как адекватная и потому в высшей степени вынужденная
форма реакции на совокупность раздражений, травмирующих человека);
раскрепощенное сознание и возросшая степень свободы телодвижений
провоцируют завершить намеченный жест; здесь, в паузе перехода от
одного движения к другому, есть мгновение абсолютной свободы, в
котором и художник и зритель равны. Внутреннее движение сцеплено с
внешним достоверностью внутреннего состояния. Этот опыт искусства,
согласно Канту, "благотворно встряхивает наше тело",
"вызывает полезное для здоровья движение" и выбрасывает
участника и зрителя интерактивного перформанса за пределы обычной
ситуации, за пределы форм, нормирующих телесность повседневного
поведения, и, наконец, за границы символических порядков,
гарантирующих смысл… Художник делает шаг, который, вычеркивая
всё представимые возможности, отсылает в мистериальное состояние, в
котором человек собирался воедино, мог пребывать во времени до
производства и потребления, то есть вне денежного эквивалента всех
событий. " Это Савчук!
Пока мы, как дураки,
перформансировали, не ведая, что творим, он, оказывается, писал на
эту благодатную тему Конверсию Искусства, где есть страницы (с
картинками) и о Тупых.
•
Мы тогда были увлечены
символической экономикой Батая, инвестируя свое время в опыт и миф.
"Тотальная трата" – вот был девиз.
Трата времени, часто сопряженная с
риском утраты жизни, трата здоровья, сопряженная с утратой красоты,
эротической привлекательности, трата с таким трудом заработанной
социальной адекватности (например, карьера Игоря как дизайнера
постоянно находящаяся под угрозой срыва; не говоря уже Флягине,
каждый подвиг которого был чреват последним и окончательным
отлучением от Борея), трата имущества и средств.
Ради того, чтобы купить чемодан
кур для представления, я отнес на 7-ю линию два чемодана отборной
эзотерической, психоаналитической и медицинской литературы, две
роскошные энциклопедии по культуризму, "Золотую ветвь"
Фрезера, новенькую книжку Парщикова. (Одного Парщикова хватило бы
лишь на одну куриную голову, может быть, с шеей), Панин потратил,
наверное, 10-20-30 тыс. долларов на одни только представительские
расходы. А кто считал, сколько стоит у Новых тупых "мозговой
штурм"? Хорошо еще, что мы не воровали, не грабили на полном
скаку поезда.
Флягин сдавал вагонами бутылки
(от чужого, так сказать, праздника жизни по поводу праздников
искусства); Козин по крайней мере был накормлен Леной – и мог
спокойно тратить (в горизонте ужина), полученные за завтраком
калории; у меня был непотопляемый конек – сезонные пейзажи для
народа, которые я продавал по утрам на станциях метро. "Вот
видите, говорил я, картинка; она есть. А теперь ее нет (прячу
картинку за спину), пустое место. Так, что лучше? (показываю ее
обратно). Вот в этом и заключается секрет и ценность Искусства: в
том, что оно, не смотря ни на что, чудесным и непостижимым образом
присутствует!»
Да, сравнение с пустой стеной
всегда было не в пользу пустой стены, спасибо нашему народу. Как-то
Максимка на полном серьезе сказал: спирихинские картинки вне
искусства, они в вечность не проходят. А Флягин сказал: почему ты
свои картинки рисуешь трезвым, а к нам приходишь нетрезвым? А Козин
купил один из зимних пейзажей, вставил в него дверной глазок и
экспонировал на выставке. У меня есть «Руководство по
рисованию зимних пейзажей» – серьезный поэтический труд.
Даже Чечет, прогуливаясь с иностранцами под Казанским собором, не
отказал себе в удовольствии купить для них два вида русских полянок,
разъяснив при этом, что, вот, дескать, русские перформансисты,
показывающие в основной своей профессии радикализм и фаталистику, в
свободное время занимаются сугубо традиционными и безусловно
прекрасными формами изобразительного искусства. Это ли не судьба
художника, которая антисудьба!
••
Флягин разбил целую батарею
пустых бутылок: безоблачную завтрашнюю свою жизнь до обеда.
А ведь мы мирно обсуждали поход
в Манеж и тихий рэкет среди художественной публики. Флягин не верил
в рэкет: это не то. Как же не то: сотни умников работают на твоем
поле, в котором ты оставил свои зубы, кости, волосы, слизь, о тебе
пишут в кавычках с маленькой буквы, тебя используют как фигуру
подразумевания, но никто не платит! Нужно дать им понять, что пора
раскошелиться. Они тебе должны: 100 рублей со зрителя, 10 с
художника, 200 с критика, I50 с журналиста. Флягин, ведь даже ты
даже мне должен! Я сейчас пойду и отниму у тебя бутылки. И это будет
честный художественный рэкет. Я действительно пошел к помойному
ведру, вокруг которого обычно собираются борейские бутылки, и начал
складывать их на руки, как поленья. Через секунду ополоумевший
Флягин уже колотил дорогие бутылки о три ступеньки. Стало ясно, что
с Флягиным на рэкет идти бесполезно. Не его это тема: брать
кураторов на абордаж.
Я шел на Владимирскую с занозой в
глазу и думал: не пожалел бутылок, не пожалеет и кураторов, главное
его разозлить.
••
Флягин постоянно выступает в
амплуа поджигателя и громилы. Кажется, что ему изначально голодно и
скучно, но на самом деле он мститель: «за все за все тебя
благодарю я» – говорит Флягин, брея по утрам в зеркале
под холодной борейской струей свое нестареющее лицо. Объекты мщения
– свое тело, волосы, печень, память, будущее, воображение,
свои произведения, инструменты искусства, вообще – искусство в
различных конфигурациях. Такое впечатление, что искусство для него
живое ядовитое существо, которое необходимо истребить ценою жизни:
подавить, выжечь, иссушить, потравить, расчленить, изничтожить,
сокрушить, объять ужасом, рассыпать, рассеять, сровнять с
горизонтом.
••
"Мы были бесстрашными
Орфеями, оглядывающимися назад и разрушающими все эти призраки"
– писал я, оглядываясь на Флягина, несущего всем своим видом
традицию отрицания и катастрофы.
– Я не мужчина , –
говорит он, болтая сандалетами на приступке Борея. – Я артист!
Это он говорит Клавдии, которую
только что оскорбил. С Клавдией у Флягина те же отношения, что и с
Искусством.
В своем отрицании он бы дошел до
полного самоуничтожения, если бы не остатки любви к пиву и сырому
воздуху.
• •
•
Музыка любви к музыке.
Ночной перформанс.
Инструменты в качестве
инструментов: пила, молоток, дрель, стекло, стиральная доска,
проволока, бутылки, ладоши, падающий мешок, чуть-чуть баяна, три
голоса, не обученных пению, голая жопа, железные шары. Пьяное
вдохновение. Гроб с дирижером. Дума о дирижабле (устаревшая).
Открытое фортепиано. Чистый магнитофон. К утру, к пятой попытке,
дополняя и подхватывая одно другое, все эти отдельные вещи явили
пронзительное музыкальное сочинение (музыкально-философское
сочинение), пронизанное поэзией, горечью и злостью, охваченное
полнозвучным хаосом, в котором с неожиданной гармонией
прослушивается мотив преодолеваемой беды. Это Флягин с Инкой
воспевали какое-то пра-музыкальное до-орфеевское нутро. Губайдуллина
пожала бы им руку. Леверкюн бы присвистнул. Игорь Панин плакал,
слушая на кассете этот голый Ноктюрн. Этот Опус Мопус, где среди
нарастаний и затуханий иногда слышалось гробовое молчание дирижера.
Мы никогда не сопровождали свою
деятельность музыкой, но по этому Концерту можно было судить о
музыке всегда незримо присутствующей внутри нашего эросного уха,
полного стрекозиных крыльев.
Именно под эту музыку мы,
например, жарили на Вечном огне кур. Марсово поле. Чтобы огонь
подразгорелся, Флягин бросил в него свое единственное зимнее пальто
(стояла осень). На елочных лапаках – елки непременная
архитектурная деталь всякого мемориала – куры шипели,
обугливались, распространяли свой тошнотворный душок. Но это же
были куры искусства! Они играли (уже голые, но еще теплые) "живые
сцены": Повешение декабристов, Данаю, Жертвоприношение
Авраама" – т. е. одна курица была ангелом, посланницей
бога: простерши вперед руки она предотвратила от ненужных жертв! Да
мы транслировали идею забывчивого невинного и радостного искусства.
Мрачные времена андерграундского отступничества, угрюмого
диссидентства кончились. Пришло время праздника
Мы были пьяны и праздничны. Мы не
были озабочены искусством, требующим гибели: для нас это было время
отдохновения от трудов. Действительно на карте современного
питерского искусства мы нашли зону свободную от забот. Например,
забота о вечности и прочности делания.
• • • •
Чем эфемерней, тем прочнее.
Возьмем комара. Ему памятник в чаше
у Мариинской больницы. Он простоял шесть месяцев, звеня своим тонким
проволочным носиком на зимнем ветру. Даже слепой Новиков часами
простаивал у этой чаши, прислушиваясь своим волчьим ухом к этому
далекому зовущему звону, зову. На фоне неба он был как бы обозначен
тонким карандашным рисунком. Фотографы, пытающиеся снять его для
журналов, испытывали неудобства ни то технического, ни то
мистического характера: из-за эффекта интерференции (дифракции)
памятник-невидимка представлялся вымыслом, приблизительным
пунктиром, чистой – в этом смысле действительно слепой –
красотой.
На стадии обсуждения проекта
Флягин выразил робкую (но чудовищную) надежду: а не надо ли
заказать подъемный кран для комара, не спросить ли разрешительный
документ у гл.арх. города, посоветоваться с врачами больницы.
– Памятник в центре города
должен быть законным а не беззаконным!
Козин: а пусть он будет хоть на
час!
Панин: Ну, кто тебе, мудило, даст
разрешение?
Через неделю приморозило, и его,
может быть, и пытались, но не смогли оторвать.
Открывали мы его следующим
образом.
Но сначала был худсовет.
Мы с Флягиным сидели пьяные за
скатертью за графином пива. Отбирали проекты и макеты. Вальрановский
макет из стеклянные колбочек пришлось разбить как нарочито хрупкий,
хоть в колбочках очень остроумно пульсировала кровь самого Вальрана.
Банка с живым мотылем (красные червяки) тоже не прошла по конкурсу.
Фотографии с раздавленными комарами были хороши как память, а не как
памятник. Утвердили две версии Козина: два проволочных комара:
огромного размера и с ребенка.
Открывали мы его следующим
образом.
Утром пришли на радио: Панин,
Флягин и я. Панин заставил меня купить жевательную конфетку, чтобы
не дуло алкоголем в микрофон. У меня была с собой карта звездного
неба (первоначального эфира), шурша которой, я решил описать
радиослушателям точное местонахождение нашего шедевра. Но наша милая
интервьюерша, дочка Басилашвили, все больше склоняла нас к
прояснению этико-религиозной подоплеки акции: т.е. что мы думаем об
экологии северной столицы. Оказалось, что мы именно заботимся об
экосистеме: комары на излёте, 19 октября, все уже их круг, редко они
уже собираются под потолком, шевеля саблями, носики их притуплены,
свежая жизнь не поступает через пораженный тромбофлебитом сосущий
аппарат. А ведь это символ поэзии и нежности, настоящей мужской
дружбы (не смотря на то, что кровопийцами являются самочки), они
всегда за одно, они бойцы, презирают смерть, готовы пожертвовать
собой за каплю человеческого тепла! Конечно же, они достойны
памятника на фоне больницы, из-за угла которой выглядывает морг. И в
то же время это памятник на Литейном: "литейный комар".
Скорее не экология, а мифология города нуждается в нашем скромном
подарке.
Думаю, наши опухшие за лето
слушатели были потрясены.
Открывали же мы его следующим
образом.
Козин пригнал из своей худ. школы
детей, чтобы они пели тоненькими голосами "Славься комар".
Флягин приволок остов от телевизора, чтобы говорить речь и пить из
него водку, я склеил из газет покрывало. Первая попытка водружения
большого комара не удалась, он вываливался из чаши. Тогда поставили
в чашу комара поменьше, накрыли бумажным покрывалом, и я поджег
покрывало изнутри. Газеты вспыхнули, развалились и обнажили
нетленный комариный скелет! Через секунду я выглянул из чаши,
размахивая выпивкой и закуской. Слава комара началась.
• • •
Мы шли с Флягиным по бесконечной
Фонтанке в конце холодного лета, Флягин мерз в своих сандалетах на
босу ногу по при чине экономии носков. Путь по Фонтанке лежал в
мастерскую Козина. Мы шли просто так, в гости, как будто никогда не
были у Козина в его покосившейся мастерской. То ли ветер с дюн,
сообщающий Фонтанке безнадежную рябь, то ли эти голодные
флягиновские сандалеты, но на меня нашел какой-то озноб:
Вот и лето, блядь, прошло,
Словно, блядь, и не бывало.
На пригреве, блядь, тепло.
Только этого, блядь, мало.
Все, что сбыться, блядь, могло,
Мне как лист, блядь, пятипалый,
Прямо в руку, блядь, легло.
Только этого, блядь, мало.
Понапрасну, блядь, ни зло,
Ни добро, блядь, не пропало.
Все горело, блядь, светло.
Только этого, блядь, мало.
Жизнь брала, блядь, под крыло,
Берегла, блядь, и спасала.
Мне и вправду, блядь, везло.
Только этого, блядь, мало.
Веток, блядь, не обожгло,
Листьев, блядь, не обломало.
День промыт, блядь, как стекло.
Только этого, блядь, мало.
Тихий труженик Козин был у себя,
печатал на красном поливе-пиле оттиски предмета, который, кажется,
уже давно отпечатался на всем нашем образе, мышеловки. "Музей
мышеловок", где у каждого художника есть своя индивидуальная,
известный проект. Я сам спал в его огромной мышеловке в 21 галерее,
положив усталую голову на пружину. Эта маниакальная страсть к
перепроизводству орудий лова знакома всем, в ком еще не истреблен
инстинкт охотника. Но у Козина это переросло в тотальное
преследование поймать мир, покуда, как я думаю, он его не поймал.
Его мышеловки уже были схвачены на Эйфелевой башне, в музее
Нью-Йорка и на горе Синай.
Козин в то еще мирное время был
скульптором, но потом утопил в Волге, где-то напротив Саратова, все
свои скульптуры и пошел по линии сопротивления.
"ИДИТЕ В ЖОПУ ЛЮБИТЕЛИ
ИСКУССТВА" –
его знаменитая лозунг-выставка в
туалете на Пушкинской во время гельмановского фестиваля
"Неофициальная столица". Это действительно прозвучало
пушечным выстрелом внутри феше-небельно-респектабельного
нонконформизма.
Зачинателем туалетных выставок новых
тупых была Инга Нагель. Никого не уведомляя, ее три рисунка "Жизнь
Александра Македонского" я повесил в туалете галереи "Борей".
Интрига была в том, считают ли командиры галереи кафельный туалет
выставочным пространством или нет. До сих пор это остается
неразрешимым апорием. С одной стороны, с другой стороны. Однако,
"идите в жопу" это была уже 10-я выставка. Элитарный
туалетный андеграунд на фоне (на промельке) дюшановского писсуара.
• • • ••
Спустя еще какое-то время этим
туалетным выставкам суждено было превратиться в галерею "Паразит",
совершающую сокрушительные набеги на особенно нежные выставочные
пространства /пункты/ и размещающую свои неброские образцы в
коридорчиках, под стульями, на плинтусах, под плинтусами, в
курилках, под платьями галересс. Этот "Паразит" оказался
настолько мобилен, живуч и завораживающ, что мгновенно завоевал
признание, и галеристы могли только удивляться, как это они до сих
пор жили без "Паразита". Галереи записывались на него в
очередь, приглашали "на раз" в день открытия донорской
выставки, художники почитали за честь взять "Паразита" в
компаньоны. Эта идиллия продолжалась до смены тысячелетия и могла бы
продолжаться еще не одно, если бы не внутренняя логика всякого
живого творческого организма, приводящая этот организм всякий раз на
край бездны: Новые тупые перед самым Новым годом начали пользоваться
– дихлофосом!
Дихлофос
стал визитной карточкой "PARAZITа",
ее уже возможно было узнать с улицы: они тут. Рейтинги подскочили.
Но лишь на краткий миг. Публика начала роптать, жаловаться на
головную боль, удушье, бессонницу, кошмары под подушкой. Дихлофос
заменили дустом. Но это не помогло. Надо было отказываться и от
дуста. Но как отказаться от находки? После химического оружия опять
вернуться к кулакам? Подписали мораторий, оставляя за собой право
"душить паразитов лишь в самом отчаянном случае". Но того
доверия, которое было первоначально, конечно, уже никогда не
восстановить.
•
Флягин нарисовал на черной
бумаге белой гуашью ленточных солитеров, яйца бычьих глистов,
колонии остриц – и развесил их в колоссальных рамах в туннеле
Борея. Поставил головокружительные цены. "Фантастико!" –
говорили розовокожие иностранцы. – "Брависсимо унд
фантастико!"
Флягин злился:
– Им это все фантастика, а мы
тут одну острицу не можем прокормить. Умники. Вот продать бы
солитера и разбогатеть... – и с этого места у Флягина
действительно начинаются фантазии.
"Как я люблю Деньги" -
знаменитые школьные сочинения
Флягина, Панина и Козина, которые в скором времени заменят те
дурацкие сочинения о счастье из Доживем до понедельника.
Володя Козин:
"Деньги – это такие
маленькие квадратики, которые ховаются в карманы. Они так хитро
ховаются там, что их не чувствуешь и поэтому про них забываешь при
ходьбе. Если же их вытащить, то первое мгновение смотришь на них
как на новость: неужто мои? Они беззащитны, как плоские котята, и их
можно пожалеть, погладить. Положить обратно в карман. Они настоящее
и живее всего живого, хоть и являются всего лишь знаками власти. Это
символы удачи, счастья, здоровья, таланта, хитроумия, трудолюбия,
обмана и душегубства. Их надо брать в дорогу как самых проворных
помощников. Они превращаются в колбасу, в спирт, в бронзу, в
кабриолет. Ими можно обклеивать стены, набивать матрасы, транжирить
на ириски. Они импозантны в кейсах. Их очень много в Америке, там их
можно собирать граблями прямо на побережье. Богата ими страна
Швейцария, но там чисто метут. Но в Африке их совсем нет, а также
несколько миллионов лет назад они нигде не были известны. Кажется,
что у них нет недостатков. Единственное, что несколько настораживает
в деньгах – это их дороговизна."
Сочинения на эту тему Панина и
Флягина см. на сайте Рамблер, точка, четыре тэньге папы карло, ру.
••
Фаталисты без примет не могут:
Что приметят, то уж заприметят.
Жизнь мила и всякая судьбина.
По плечу лихому фаталисту.
Если есть скелет – фатальна
крышка
Если голос дан споется песня.
Если право есть шатнемся влево.
Если шапка набекрень быть пьяным.
Если кошка моет морду гости.
а тонуть – тони до дна ребята.
Если Солнце полетим до Солнца.
Дождь прошел потопали с корзиной .
Вот трамвай стоит 10 номер:
Полезаю – это неизбежно.
Мир построен умно и красиво.
Он фатальней всяких фаталистик.
Если лисы бегают по лесу.
если ото львов бывают львята.
Если слышишь чик-чирик зимою.
Если жизнь из чисел выпадает.
Если в числах выпадает восемь.
Если книжечки стоят на полках.
Ежели рисуются картинки.
Если ёжики кидаются в ловушки.
Если бегают солдатики в горелки.
Если улыбаешься на убыль.
Если в маленьком ты чувствуешь
побольше.
Если рублик сдачи не подарен.
Если по косе ползет кораблик.
Если сани у тебя с усами.
Если ходики то ходят то не ходят.
В общем если что-то происходит,
без предубеждения и вкуса
восхитись мощнейшим фаталистом:
Ай да Пушкин, ай да сукин сын!
Фаталиста путь искрист:
будь он черен, словно Пушкин,
будь он рыжим будто лис,
будь он маленький китаец -
он кружится он сверкает,
как нарядный фейерверк!
Это были стихи из положения
"лежа в чемодане" – первая большая осенняя выставка
в Борее 1986 года. Наш затяжной перформанс длился около двух часов –
и все было мало, мало.
Панин развесил в мешках прекрасных
меченосцев, я пил его меченосцев, с помощью деконструкции гипсовых
плит вызывал в сознании образ падающего снега, женился на курице.
(Философия курицы, прочитанная в Университете будет потом).
Здесь Флягин впервые начал бить
посуду. Впервые устанавливать отношения с пустой телефонной трубкой.
Впервые Флягина чуть не укусила пришедшая (надо думать посмотреть) в
театр собака: настоящий дер хунд.
Мы были на высоте и ходили ногами по
стеклам. Козин отчеканил с себя прямо по живому семь железных масок
и тоже ничего.
Инга пролила на белую скатерть
стола, за которым медитировала, огромную бутыль с марганцовкой и у
нее не дрогнула ни одна ресница.
Одни только курицы приказали долго
жить: вечная им память.
•• •••
А Философия курицы была показана
на лекции Секацкого. Перед лекцией мы все (только артисты) выпили из
трехлитровой банки спирту и начали читать притчу об козиновских
орудиях дальнего боя – мухобойках. Стратегия войны, тактика и,
наконец, полная бессмысленность победы. Я показал, как надо
насиловать взятых в плен куриц, и как у них рождается философское
яйцо.
С этим философским яйцом нужно
обращаться следующим образом:
пожарить его на перекрестке
Невского и Литейного на сковородке с зеленым луком, разведя из самой
лучшей своей/чужой картины небольшой костер. Но не конфигурация
глазуньи подскажет, что ждет в будущем, а внутреннее ощущение
сытости подскажет направление пути в этот день.
• ••
…где
проходит граница между смыслом и наслаждением визуально-непрележным
и неизъяснимым…
Но в наших действиях изначально не
было никакого рационального смысла. Это был поэтический экстаз на
тему: я не умею ни рисовать картину, ни слагать стихи и наслаждаюсь
этим неумением. Это было трудно назвать даже спектаклями, но
почему-то всегда все складывалось (Слишком широко было поле для
интерпретаций?)
Мы с Флягиным были два самых
красивых человека на свете.
– Смотрите, – говорили за
столиками. -Вот стоят у выхода за пивом два самых блистательных
персонажа! (Конечно кому не нравятся вдохновенные люди).
Флягин всегда брил свою шишковатую
голову, /чтобы не заводились комары/ а я не стригся, чтобы не кусали
лысину.
Флягин из-за этого страдал: его не
раз брали за его асимметричную голову, раскручивали и бросали в
кусты, на трубы, под колеса.
Инга Нагель попросила его побриться
чтобы во время акции на его голове расписывались любители культуры,
как на футбольном мяче. Через день он с некоторым раздражением
/скрываемым за гордостью/ жаловался на боль в переломанных ребрах,
туго стянутых художественным холстом: шутники бросили его,
исписанного фломастерами, на литейную решетку.
• •••
Мы тогда привезли в Пушкин
муравьев, и я чуть не сгорел вместе с муравьями и погнутым детским
велосипедом, подожженный Баскиным. Мне нравится выступать с
муравьями – такой сюрреалистический мотив плюс прекрасная
визуальная и чувственная составляющая. На белом юношеском теле они
вовсе не выглядят жертвами маньяка, напротив, их трудолюбиво-шустрая
цивилизация таит неизбывную угрозу засорения культурного ландшафта.
Забраться по проходу в нос, выйти на мозг и откусить там что-нибудь
им, например, ничего не стоит. Какие они таскают соломинки! Они
могут вынесли из дома все иголки! Я принес их в Манеж, они начали
уничтожать пирожные в подвале Манежа, залезать в трусы к служителям.
На второй день устроители той Бьеннале, испугавшись за целостность
шедевров, связи и сигнализации, поклали мой безупречно
концептуальный, но беспокойный шедевр в мешок и вытрусили ни то в
Неву, ни то под осеннюю липу. Надо ли говорить, что экспозиция
современного искусства как-то сразу осиротела. Пригоршня муравьев.
Кто бы мог подумать, что это может погрузить нас в хаос!