На "Опушку"



За грибами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕННАДИЙ АЙГИ

XI

САД НОЯБРЬСКИЙ - МАЛЕВИЧУ

состояние
стучаще-спокойное
действие
словно выдергиванье
из досок гвоздей
(сад
будто где-то вступление ярого-Ока
сад)

1961

 

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

			...и восходят поля в небо.
			Из песнопения (вариант)

где сторож труда только образ Отца
не введено поклонение кругу
и доски просты не требуют лика

а издали - будто бы пение церкви
не знает отныне певцов-восприемников
и построено словно не знавший
периодов времени город

так же и воля другая в те годы творила
себе же самой расстановку -
город - страница - железо - поляна - квадрат:

- прост как огонь под золой утешающий Витебск

- под знаком намека был отдан и взят Велимир

- а Эль он как линия он вдалеке для прощанья

- это как будто концовка для Библии: срез - завершение - Хармс

- в досках другими исполнен
белого гроба эскиз

и - восходят - поля - в небо
от каждого - есть - направление
к каждой - звезде

и бьет управляя железа концом
под нищей зарей
и круг завершился: как с неба увидена
работа чтоб видеть как с неба.

1962

 

ЗИМНИЙ КУТЕЖ

а пить - как будто в Лете спать:

с лицом чужим
как бы натянутым:

над местом не-вещественным
опасным

и озаряться в той реке
огнем незримым тьмы

ты там мой друг
в беспамятстве сказавший:

"как жить? да шкурой на базаре торговать
своею

золотой"

1963

 

ДЕТСТВО К. НА ВЛТАВЕ15

протащатся во сне зубцы костела
не как-нибудь - в метели - через представленье
бумаги - белого цветка - и поля
где мамой ставшая уже не чья-то дочь
а задевая глаз во сне:

и расширяясь
в боли зрячей:

ромашками бесчисленными
мелькает вверх:
опять опять

и привлекает бабочек...…
я-шеей-женщина...… и лёт как покрывало белое
еще немного - и далекое
освобождает ноги - исчезая
светлее поле шевеля -

и это плещется...… и глаз окружностями
все стороны я стебля вижу вверх

и выше - сеет лепестки

1964

 

К ПОРТРЕТУ
РАБОТЫ ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВА16

бывает сон как зренье
забвение как слух -

бывает: память - языком в беспамятстве! -

когда как вещь ты есть - свет-проруби-оттуда:

лица не разрывая!.. -

(огнем-за-кровью-знаком)

31 августа 1965

 

НА ТЕМУ БОЖИДАРА17

а маска на ветке - лица тонина:
жизнь - боль на копье! -

и душа на копье:

(Лес-Мирозданье с единственной птицей:

с криком-душой)

26 августа 1965

 

Н. Х. СРЕДИ КАРТИН

(К выставке М. Ларионова и Н. Гончаровой
в Музее Маяковского)

снова в жару озаряемы
полу-лучи
полу-духи:

леса составлять собирающиеся...…-

и в мареве этом:

воздух а п р е л я - как сказано - с о т о г о:

ищет кого-то
как тонкая гарь!..-

и - будто глазастой
(когда-то)
касавшийся раны:

тянется слабо из сада пустого:

к полу-деревьям
и полу-лучам -

в зале колышущимся

1965

 

ЛИК-ВЕТР

(Надпись к портрету)

граница есть твоя - как с жидкостью сверх-падали
а разорвешь ли и стряхнешь ли гниль?
ты - лишь полу-душа! не быть тебе свободной
ты - ветр: тебя очистит только смерть

1967

 

СТЕПЕНЬ: ОСТОИКИ

		Варламу Шаламову

Вы сами уже посещаемы чем-то похожим на зарево:

и образ возможно
для всех состоялся:

от всех независимый:

не пламя ли это незримое нищенства
в ветре бесшумном:

недолгого облика? -

или возможность опасного е с т ь:

в освещаемых лицах -

как будто
раскрытия ждущих:

как что-то хранящие? -

или - не-явным накалом (как будто уставившись
зрением неким болезни неспешной):

всюду - невидимо - всех озаряющее:

о н о окончательное
Слова-Огня:

давно охватившее
даже места уже наших предчувствий и мыслей? -

оно ли везде словно в ветре бесшумном:

без вести без духа:

само занялось?

1967

 

"ЛАСТОЧКА": СПОСОБ СВЯЗЫВАНИЯ18
(Из цикла "Лимб Жакоба")

		И. Б. 

есть для отображения
эМ-эСская л а с т о ч к а
в явлении-зареве
Страны-Газирования:

огненный знак ее! -

и по направлениям
его словно огненным
в я ж у т в подвалах:

Родины-Зарева! -

пока вырисовывается
знак очередной
фигурою огненной:

в мозгу - как будто
в каком-то рту:

в себе неожиданном! -

и ощущается
схемою дальней:

и раскаленной:

происходящего

1969

 

ЗАРЯ: ШИПОВНИК В ЦВЕТУ19

		К. Э.

в страдании-чаще
и шевелюсь:

и долгое слышу
"le dieu a еtе":

кьеркегорово:

подобное эху! -

о занимается!.. и:

даже не алое:
дух его - алого:

словно во всем - составляющем боль
как вместилище мира
возможного в мыслях:

красит бесцветно но ярко как режущее:

в преображеньи - неведомо-кратно! -

не алого даже
а духа его:

очищение! -

и не-людское:
"le dieu a еtе":

( + ):

тихо... ...- как будто
в страдании-чаще:

снова и снова:

— — :

(ах! два слога последних:

сыграла бы флейта:

друг для тебя!)

1969

 

CERNA HODINKA:
НА МОГИЛУ К.

		О. Машковой20

о свет безымянный
людей бессловесных:

об их пребыванье уже по-иному - как будто
о новых страстях! - не для мира свидетельствующий:

нищенство - всюду во все проникающее! -

светится им
как известкою божьей:

поверхность столба надмогильного! -

а е с м ь его - словно вещественность
нищенства внутреннего
(знаем как боль
и достаточно):

(боль еще знаем):

да: нищенской в е щ ь ю
светится э т о средь вас
в Вечере-Мире явления-Праги
памяткой - знаком - и - памятником:

миру который теперь - только боль! -

и язык Мира-этого-Боли
держится светосодержаще:

нищенской - новой - вещественностью:

есть он - не действуя!
как понимание:

жертвами:

жертв

1970

 

ПОЛЕ: В РАЗГАРЕ ЗИМЫ

		Рене Шару

бого-костер! - это чистое поле

все пропуская насквозь (и столбы верстовые и ветер и точки далекие мельниц: все более - будто из этого мира - как не наяву - удаляющиеся: о все это - искры - не рвущие пламя костра не-вселенского)

есмь - без следов от чего бы то ни было

не по-вселенски сияющий

бого-костер

1970

 

ПОЭТ
(К 60-летию Яна Сатуновского)

из времени Костодробителей
в Аминазиновую Современность
мозг и кость переходит Поэта
Осью Неотменимой
необычайной Поэзии:
вместо пенья - такое Терпение
что под огненным небом Газгольдера-Места
выдерживая Спец-Обработку
слышен Небу другому мерцаньем безмолвным
маску тела отбросивший Хрящ
Все-претерпевшего Слова

21 февраля 1973

 

РОЗЫ ЭТОГО ЛЕТА

		В пламени этого лета ищу я
		ныне твой образ.
		В Огне отступающем.
		Нет его - в зримом.
			Запись о К. 1972.

у р о в н е м б о л и
был - лета огонь...…- и как долго
видел вас там я:

и - славил... -

ныне же в глуби сиянья - лишь сухость:

да - мертвость... -

о видно: огонь уже ныне иной
Трагедии Этого Места:

и слой Его - нищенский и циклопический
уже отработан и сброшен:

испепеливший надежды... -

теперь сердцевина Его опаляет
душу самую:

даже - без боли... -

а было-же-это-болело
боли-цветению вашему
когда-то подобно:

о розы!.. -

однако в с е э т о
(я заклинаю) - вы!.. -

сплавьтесь - с последнею болью!.. - с пламенем лета!.. - вы вместе с душою в Ненастьи-Стране

- Огонь-Отчаянье!..

1973

 

ЗАПИСЬ (С "ПОСТОЯННЫМИ ЭПИТЕТАМИ") -
ПОСЛЕ РАЗГОВОРА
С ЧЕЛОВЕКОМ ИЗ "ОТДЕЛЕНИЯ"

		Тотчас раздался стук и в комнату

вошел какой-то человек.
Ф. К.

щеки бледны
(в голове: "будто жидкость в тряпье у повешенного")
тонки ресницы
как будто звучанье "инструкция-чтоб-инъецировать"
сини глаза
ядовитостью трупной мерцания "формы"-одежды
камни вокруг покрывая под кожей
нерастворенные: д е л а -убийства
(день исковеркан: домами напротив и небом
вьюгой березами врезывается
тусклостью-яркостью: в ум - точно в кость! -

этот "портрет" посетившего)

1973

 

СЦЕНА: ЧЕЛОВЕКО-ЦВЕТЕНЬЕ21
(Антуан Витез)

в опасности-Городе
для хрупкости взгляда -

сквозь страх-ослепляющий
(будто в без-зрении)
Города-Строящего -

веет-трепещет-и-веет
огнем-белизною - до сцены:

в пытке-сиянии взглядов-и-жестов:

- ч е л о в е к о - ц в е т е н ь е!.. -

(как - до яви - жасмина мерцание -
свето-толчками) ... -

а участие в круге-Сиянии
есть восхищенья-безмолвия -

(роль неожиданная:

освобожденный
взгляд-человек)

3 мая 1977

 

ОБРАЗ - В ПРАЗДНИК

В день 100-летия со дня рождения
К. С. Малевича

со знанием белого
вдали человек
по белому снегу
будто с невидимым знамением

26 февраля 1978

 

И: ПОСЛЕДНЯЯ КАМЕРА

		В. Шаламову

		...мраморея.
		Ц. Норвид

а теперь - это в ц е н т р е
каморка и н д о м а
с ненужною т у м б о ч к о й (в ней не держать же
к о л ы м с к и й Ваш т о м)
а Вами воспетый - уже застывает
в мраморе с т л а н и к - навеки-кровавом-и-мерзлом
(в т о м что уже - м р а м о р е я)
и глухо в каморке
как мысль (шевеленье ползущих по снегу)
что это - п о с л е д н я я к а м е р а

1979

 

ЧИТАЯ НОРВИДА
(Зимние записи)

		В. В.

1

я в свете Радости (простите братья Норвида)
тенями слов темнею: "улица Яновского"
б р и г а д о й С м е р т и сам в своей душе
как будто двигаюсь чернея

2

и я как мертвый рад что вы среди живых

3

б р и г а д а С м е р т и - небо над сверх-Местом
теперь девичий смех - как по тебе рука
измазанная ядом мертвых
младенца лепет - отсвет дня
по лбу и по глазам - как будто по кускам
в О в р а г е - М и р е лже-живых
а ты из тех: живя передвигаясь
полугниеньем мажущий других

4

когда Тоска-давно-б-средь-трупов-быть
когда Провинцию-живых-Пора-покинуть

5

а вы Д в а д ц а т о г о П р е л ю д а братья!
сквозь мира сон
в последней капле разума
над вами я к о р ь ваш
сияет - ставший: телом-Дня-последним
(все более - и телом-мной!)
другого мне не помнить! и уходом
не просиять иного Слова
опустошив - уже без места - каплю

6

о эта Отвернутость-Вихрь да без центра и без содержимого - это в дыру-ли-в-Повонзки о Боже - о кругом давно обессвеченным кругом - да скорость без силы о больше уже без себя и все более без и такое включая: уже без того фортепьяно метель и Повонзки и голос - без Фрицека голос под небом без неба другого - не будет другого когда этот мир без народа Повонзки

7

а небо лишь Одно - под ним Без-Смысла-Мертвым
качается Ромашка Соц-Содружества:
Гаданье то же: "вступят-иль-не-вступят"

8

еще - Шопена н а м ! - какому Иоанну
какою мощью
и огнем каким
т е з в у к и превратить - во что? - чтоб Мир-как-Стыд
пылал (да тут - любой уж сверх-глагол!)
Шопена - н а м ! - не правда ли - отродью
такого (сказано) сверх-Места

9

когда Пора-средь-трупов-быть-Пора
когда Провинцию-живых-Пора-покинуть

10

а братья свет когда вы радость братья
а правда то: не делятся сияньем
а светятся (а где-то: "жить-то надо")
<пока "когда" умершее других
лишь трупом шепота "когда"

11

к тому же и открытие: о н и
о к а з ы в а е т с я в и з ж а т ь у м е ю т
когда на п а р т - м о з о л и наступают
(и станет ли о т к р ы т и е - о р у д ь е м)
............................
(для оборотней эхом-оборотнем
как выявлением н а ч а л
такой готовится - матерьялизм)
............................
............................

12

когда Тоска-средь-трупов-быть-Тоска
в пространстве х р я с е й - х р я с ь ю будь "о Муза"

13

а также п р е и м у щ е с т в о мы поняли
тюрьмы такой: чем более тем лучше
(была - да вышло: не про нас)
а что для нас теперь - Покинутых-по-братски
своими о т ъ е з ж а н т а м и ?
чем менее тюрьма тем хуже

14

градации Ее определенья
вы будто не-читали-не! - и в Мертвости Молчанья
я бормочу (скорей безмолвно вздрагиваю)
я повторяю их собой-клочками-тьмы:
Страна-Газирование - Страна-Ненастье
Страна-Удушье и: Все-Кончено-Страна

15

когда Тоска-средь-трупов-быть-Тоска
когда Провинцию-живых-Пора-покинуть

1980

 

ОБ ЭТОМ

		Я. П.

Это
не Спор.
Если же я называю,
то это - простое указывание:
"Здесь - Совершенство".
(Место Намека.
Тем и Присутствует.
Я умолкаю.)
"Бог"?
Это цитата: из Бога.

1980

 

БЫВШЕЕ И УТОПИЧЕСКОЕ22
(В СВЯЗИ С КРУЧЕНЫХ): 1913-1980

		Для Марцио Марцадури,
		декабрь 1980

1

Первое и единственное
р а с щ е п л е н и е С л о в а.

1913.

Следствие - единственное произведение:
"дыр бул щыл".

Ф а к т р а з р у ш е н и я.

Сияние
п о д в и г а.

2

Вариации действия.

Расщепление - видимость.

С и я н и е С у щ н о с т и - за Б е с с л о в е с и е м.

Призраки эйдоса.

3

Слово - И о а н н и ч е с к о е.

Действие - по Образцу:

Всюду-точка-молитва (движеньем-стояньем),

говорение - таяньем:

(Силою Миротворящей -

во Многом-Едином),

пауза - полнота благодарности,

(долгое - без качества долгого), -

С в е т.

1980

 

ТИШИНА С ПРОИСШЕСТВИЕМ

1

ее острова

2

и вновь - темнеет:
то - человеко-тишина
/как странно/ не опасная

3
и - /без кого-либо/ - свет

4

снова - движение
ее островов

		Германия. Бохум. 1992

К ОГЛАВЛЕНИЮ КНИГИ ГЕННАДИЯ АЙГИ